Наш канал на Дзене тут!

Наш канал в Телеграмме https://t.me/+FCngiVF-sBtlYzg6

Продолжается набор на 18 поток славянской школы магии Бастилия!
Все подробности - Смотреть здесь!

Набор на тринадцатый практикум тут!

Акция! План на деньги на шикарных условиях! Идем сюда!
Forum Forum Forum Forum
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием

Дмитриева Е.- Языческие мотивы в системе русской народной культуры XIX века

Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15477
Gender:

Дмитриева Е.- Языческие мотивы в системе русской народной культуры XIX века

#1

Непрочитанное сообщение Солнце »

Основными источниками для изучения язычества являются этнографические и фольклорные материалы.
Это - мотивы вышивок и резьбы по дереву; песни, волшебные сказки, сохранившиеся элементы древних мифологических сказаний, былины, детские игры, в которые с веками выродились древние обряды, и, наконец, заговоры и заклинания, «магические слова», которые и будут основными в данной работе, содержащей анализ дошедших до нас и записанных в середине - второй половине XIX века заговоров. Это даст нам возможность установить языческие элементы в русской народной культуре, сохранившиеся до нас рудименты прежнего первобытного мышления древних славян.

Перейдем теперь к вопросу об источниках настоящей диссертации. Общеизвестно, что русская народная духовная культура до начала XX века находила свое воплощение в различных жанрах фольклора, а также в религиозных бытовых воззрениях, которые, опять таки, чаще всего выражались в фольклорных формах. Отметим прежде всего, что именно религиозные идеи и представления людей лежали в основе культурного творчества с первобытных времен. Эпохи, отмеченные высоким уровнем культуры и развитием творчества характеризуются тем, что идеи и понятия на основе которых строились не только искусство, письменная и устная традиции, но и научные знания, правовые отношения, формы и стиль хозяйства и экономики и т.д., были строго подчинены религиозным представлениям. В таких культурах как египетская, ассиро-вавилонская, древнеиндийская, древнегреческая, римско-эллинистическая и т.д. высшие достижения в области архитектуры, скульптуры, живописи, литературы были неразрывно связаны с религиозными представлениями.
Такие виды искусств как пение и музыка, театр у всех народов первоначально имели сугубо религиозные смысл и назначение. Религиозная тематика первоначально занимала доминирующее и центральное место в фольклоре всех народов.

Таким образом фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры. Однако, с этой точки зрения фольклорные жанры в их источниковедческом смысле неоднозначны. Если рассматривать их как источники для изучения язычества, то наиболее полную картину могут дать, во-первых, те жанры, существование которых предполагается уже в глубокой древности, то есть которые существовали уже в языческую эпоху и формировались на языческом же материале, что можно доказать, исходя из самих текстов. Во-вторых, те, которые на протяжении столетий (или тысячелетий) своего существования подверглись наименьшим искажениям (хотя бы в основной своей части) и сохранили в себе к изучаемому периоду (к XIX веку) максимум традиционных духовных воззрений. В-третьих, это те жанры, которые представляют собой достаточный текстовой (устный или письменный) материал, потенциально содержащий нужную информацию. Этим требованиям практически идеально отвечают магические тексты - заговоры.


Заговор, как обрядовый приговорный жанр, отличается от других фольклорных произведений более высокой степенью сохранности, в частности, потому, что представляет собой текст сравнительно небольшого объема, включенный в ритуально-магическую ситуацию, с конкретным утилитарным назначением.

К числу подобных источников, (кроме тех, которые принято называть «заговорами» - заклинательные тексты и ритуальные диалоги лечебной, промысловой, хозяйственной магии, призывы и отсылки, адресованные природным стихиям, животным, мифическим существам, формулы угроз и проклятий, словесные обереги, многочисленные приговоры, в том числе, произносимые в ходе совершения магических обрядов), можно отнести и благопожелания, просительные и благодарственные приговоры, сопутствующие календарным обрядам. «Ценность этих текстов определяется не только содержащейся в них мифологической информацией, но и замечательной устойчивостью, клишированностью формы, позволяющей сохранять образные элементы архаических уровней традиционной культуры».


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15477
Gender:

Дмитриева Е.- Языческие мотивы в системе русской народной культуры XIX века

#2

Непрочитанное сообщение Солнце »

Полностью книгу можно прочитать здесь


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Ответить Пред. темаСлед. тема

Чтобы участвовать в общении на форуме «Бастилия» - зарегистрируйтесь или войдите в свой профиль

Регистрация займет пару минут, она бесплатна

Вы сможете задавать вопросы, отвечать и создавать свои темы

Мы всегда вам рады!

Регистрация

Войдите в профиль!

Вернуться в «Славянское язычество»