Приглашаем на 17й поток Школы магии!
Запись открытого урока здесь!
Набор и программу Школы смотрим тут!

Курс "Развитие Личной силы" набирает участников тут

Круг силы на Купало!
Записываемся тут!
Forum Forum Forum Forum
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием

Топорков А.Л. Русские заговоры из рукописных источников

Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15462
Gender:

Топорков А.Л. Русские заговоры из рукописных источников

#1

Непрочитанное сообщение Солнце »

ВВЕДЕНИЕ

Русская заговорная традиция — несомненно, одна из наиболее богатых и разнообразных на территории Евразии. В то время как на Западе живое бытование заговоров к ХХ в. в основном уже прекратилось у русских, украинцев и белорусов они практически существуют до нашего времени.

Рукописные заговоры — своеобразное явление, возникшее в поле взаимодействия рукописной традиции и устного творчества. Исполнение заговоров и даже само переписывание и хранение их текстов было органически вписано в жизнь российского общества XVII–XVIII вв.

Хотя массовая фиксация русских заговоров началась только во второй четверти XVII в., некоторые из них возникли задолго до этого времени и донесли до нас формулы, имеющие дохристианское происхождение. Исследование почти четырехвековой динамики заговорной традиции (со второй четверти XVII в. до наших дней), ее взаимодействия с другими жанрами (в частности, былинами, духовными стихами, лирическими песнями, загадками) может привести к ценным результатам в области истории и типологии фольклора. Тексты заговоров представляют собой драгоценные памятники русского языка; они включают тысячи слов и выражений, слабо представленных в других типах источников.

В заговорах воплотился уникальный опыт многих поколений людей, которые пытались посредством слова воздействовать на здоровье и эмоционально-психологический мир человека, внушить ему уверенность в своих силах, защитить себя и своих близких от воздействия враждебных сил и создать постоянную угрозу для потенциальных или реальных недоброжелателей. Хотя и в нашем собрании есть отдельные «черные» заговоры, все же подавляющее большинство текстов, вводимых в научный оборот, имеют сугубо позитивную направленность.
Они призваны уберечь человека от вражеского оружия, а домашний скот — от хищных зверей, повлиять на судей и других представителей власти, помочь во время охоты и рыбной ловли, спасти от сглаза и порчи, остановить кровь при порезе, ослабить ощущение боли при пытке,наладить отношения жены с мужем и т. д.
Было бы крайним анахронизмом представлять себе, что заговора ми пользовались исключительно колдуны и ведьмы, а основные сферы их деятельности — те же, что у современных колдунов-экстрасенсов, то есть наведение и снятие порчи, приворот и отворот, поиски украденного и пропавших людей, лечение неизлечимых болезней и вытягивание денег из отчаявшихся пациентов и их родственников.

Большинство людей, которые переписывали, хранили, использовали и распространяли рукописные сборники заговоров, не были профессиональными магическими специалистами и обращались к заговорам для решения таких реальных проблем, как болезнь, тяжелые роды, необходимость предстать перед судом, отсутствие взаимности у любимого человека, неуверенность в результатах охоты или рыбной ловли, страх перед дикими животными во время выгона скотины на пастбище и т. д. Включенные в различные ситуации социального взаимодействия, заговоры становились реальной силой, оказывавшей влияние на здоровье, психическое и моральное самочувствие личности, ее положение в обществе и отношения с другими людьми. В мире, в котором вера в магию была всеобщей, заговоры действительно помогали человеку обрести чувство уверенности в себе, надежду на выздоровление, придавали бодрость и волю к сопротивлению.

На протяжении всей российской истории государственная власть и православная церковь вели борьбу с заговорами и колдовством. В источниках и в исследовательской литературе в этом отношении наиболее полно освещен XVIII в.; неплохо изучены практика преследований, применяемые при этом методы сыска, динамика и статистика уголовных дел по обвинению в колдовстве (Лавров 2000; Смилянская 2002а;Смилянская 2003). При знакомстве с фискальными документами становится очевидным, что многие обвиняемые не считали ни грехом, ни преступлением обращение за помощью к знахарке или хранение «воровских писем». За исключением тех случаев, когда обвиняемые пытались сжить со света жестокого помещика, заговоры использовались для решения бытовых и социальных проблем без какого бы то ни было вреда для тех, на кого они были направлены. В тех случаях, когда заговоры включены в состав следственных дел, особенно поражает контраст между художественной формой заговора, с одной стороны, и теми драматическими последствиями, которые влекло за собой для человека владение заговорной тетрадкой, — с другой.

Стойкое предубеждение против заговоров, навязанное нам много вековыми государственными и церковными преследованиями, в настоящее время подогревается тем, что заговоры стали атрибутом деятельности современных колдунов-экстрасенсов и воспринимаются обществом как опасное и непредсказуемое средство воздействия на здоровье и личность человека. Тем более актуальной становится задача показать,чем заговоры были в действительности, опубликовать не фальсификаты И.П.Сахарова, М.Забылина или их современных последователей, а подлинные тексты, извлеченные из архивов.

Идею о том, что заговоры составляют законную часть истории словесности, впервые высказал Ф.И.Буслаев в своей знаменитой лекции «О народной поэзии в древнерусской литературе» (1859): «Если с точки зрения истории просвещения не совсем привлекательною может показаться такая грубая смесь темных суеверий с именами христианскими, то, в отношении истории поэзии, этому замечательному отделу народной словесности нельзя не отдать справедливости в оригинальности и смелости поэтических образов и в искренности восторженного суеверия. Немцы дали почетное место в истории своей литературы двум коротеньким заговорам, сохранившимся в рукописи Х в.: неужели мы, не столь богатые, как немцы, древними поэтическими памятниками, не допустим в историю нашей литературы приведенных мною и многих других, исполненных высокой поэзии заговоров, дошедших до нас в рукописях преимущественно XVII и XVIII вв., но, без сомнения, относящихся к эпохе древнейшей?» (Буслаев 1990: 77–78). Хорошо известно, какое восхищение вызывали заговоры у А. А. Блока, посвятившего им статью «Поэзия заговоров и заклинаний». Если мы обратимся к другим традициям (например, германской или англосаксонской), то увидим, что ранние записи заговоров включаются в антологии средневековых поэтических текстов, глубоко и всесторонне изучаются. В оте
чественной филологии ситуация, к сожалению, обстоит менее благоприятным образом. Филологическое и общекультурное значение заговоров как органической части русской фольклорной и литературной традиции пока еще мало осознано.


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15462
Gender:

Топорков А.Л. Русские заговоры из рукописных источников

#2

Непрочитанное сообщение Солнце »

Полностью книгу можно прочитать здесь


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Ответить Пред. темаСлед. тема

Чтобы участвовать в общении на форуме «Бастилия» - зарегистрируйтесь или войдите в свой профиль

Регистрация займет пару минут, она бесплатна

Вы сможете задавать вопросы, отвечать и создавать свои темы

Мы всегда вам рады!

Регистрация

Войдите в профиль!

Вернуться в «Славянское язычество»