Приглашаем на 17й поток Школы магии!
Запись открытого урока здесь!
Набор и программу Школы смотрим тут!

Курс "Развитие Личной силы" набирает участников тут

Круг силы на Купало!
Записываемся тут!
Forum Forum Forum Forum
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием

Медведев Ю.М., Грушко Е.А. "Русские легенды и предания". Иллюстрированная энциклопедия

Аватара пользователя
Tanya
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: Вт окт 13, 2015 08:23
Репутация: 20056

Медведев Ю.М., Грушко Е.А. "Русские легенды и предания". Иллюстрированная энциклопедия

#1

Непрочитанное сообщение Tanya »

Медведев Юрий Михайлович

Писатель и редактор, один из основателей так называемой "Школы Ефремова" в отечественной фантастике.

Окончил военное училище по специальности инженер-механик, позднее - Литературный институт имени М. Горького. Работал в редакциях московских журналов и газет ("Техника молодежи", "Наш современник", "Комсомольская правда"), в издательстве "Молодая гвардия", заведующим отдела прозы журнала "Москва". Член союза писателей. Его книги переведены у нас в стране и за рубежом. Составитель различных антологий русской фантастической прозы. Лауреат премии "Андромеда" за 1987 г.
Грушко Елена Арсеньевна (псевдоним: Елена Арсеньева)

Грушко Елена Арсеньевна родилась 17 сентября 1952 года в городе Хабаровске. Окончила филологический факультет Хабаровского пединститута и заочно сценарный факультет ВГИКа.
Работала на Хабаровском ТВ редактором передач для детей и юношества, в литературно-художественном журнале «Дальний Восток», в Хабаровском книжном издательстве, а после переезда в Нижний Новгород — региональным представителем «Молодой гвардии». Член Союза писателей РФ.

Первая публикация — новелла «Не жена», опубликованная в журнале «Дальний Восток», была «замечена» критиком газеты «Литературная Россия», делавшем обзор творчества молодых писателей Сибири и Дальнего Востока. Статья была уничтожающей... Молодой автор Елена Грушко философски пожала плечами — и отнесла в издательство сборник рассказов «Последний снег апреля» (1984).

Отдав дань реализму и документалистике, Елена переключилась на фантастику, понимая, что нет ничего интереснее фольклора и сказок. В её сказочно-фантастических повестях («Голубой кедр», «Атенаора Меттер Порфирола», «Созвездие видений» и др.) присутствуют как реальные люди, так и сказочные персонажи. Волшебницы, колдуны, цветы, травы, наделённые живым даром общения, пришельцы из иных миров…

Была участником семинара молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске (1987), а также семинара в Ташкенте (1989). Принимала активное участие в деятельности Всесоюзного Творческого Объединения Молодых Писателей-Фантастов (ВТО МПФ) при издательстве «Молодая гвардия», являлась координатором ВТО по Уралу и Поволжью. Принимала участие во всех конвентах, проводимых этой организацией, а также международных съездах фантастов «Утопия-1999», «Утопия-2000» (Нант, Франция).

В конце 80-х Елена Грушко переехала из Хабаровска в Нижний Новгород, где живет до сих пор. В 1989 году — как подающего большие надежды прозаика — её приняли в Союз писателей прямо на Всесоюзном совещании молодых писателей.

С середины 90-х в соавторстве с писателем-фантастом Юрием Медведевым она издавала книги энциклопедического характера по истории Руси, России и русскому быту. Для этого было созданы в Нижнем Новгороде издательства «Русский купец» и «Братья-славяне», которые впоследствии прекратили свое существование.

В конце 90-х Елена Грушко обратилась к истории и детективам. Сменив жанр, она сменила и фамилию. Началась её жизнь под псевдонимом Елены Арсеньевой — в честь отца, преподавателя музыки Арсения Васильева. Арсеньева — постоянный автор издательства «ЭКСМО». Елена написала более семидесяти романов — детективных, исторических, любовных — и сборников исторических новелл.


Аватара пользователя
Tanya
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: Вт окт 13, 2015 08:23
Репутация: 20056

Медведев Ю.М., Грушко Е.А. "Русские легенды и предания". Иллюстрированная энциклопедия

#2

Непрочитанное сообщение Tanya »

Предисловие

Эта книга откроет впервые для многих из нас удивительный, почти неизведанный, воистину чудесный мир тех верований, обычаев, обрядов, которым всецело предавались на протяжении тысячелетий наши предки — славяне, или, как они себя называли в глубочайшей древности, русы.

Русы… Слово это вобрало в себя просторы от Балтийского моря — до Адриатики и от Эльбы — до Волги, — просторы, овеянные ветрами вечности. Именно поэтому в нашей энциклопедии встречаются упоминания о самых различных племенах, от южных до варяжских, хотя в основном речь в ней идет о преданиях русских, белорусов, украинцев.

История наших пращуров причудлива и полна загадок. Верно ли, что во времена великого переселения народов они явились в Европу из глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья? Каков был их единый праязык, из которого, как из семечка — яблоко, вырос и расцвел широкошумный сад наречий и говоров? Над этими вопросами ученые ломают головы уже не одно столетие. Их затруднения понятны: материальных свидетельств нашей глубочайшей древности почти не сохранилось, как, впрочем, и изображений богов. А. С. Кайсаров в 1804 году в «Славянской и российской мифологии» писал, что в России потому не осталось следов языческих, дохристианских верований, что «предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались».

Такой непримиримостью отличались новые христиане во всех странах, однако если в Греции или Италии время сберегло хотя бы малое количество дивных мраморных изваяний, то деревянная Русь стояла среди лесов, а как известно, Царь-огонь, разбушевавшись, не щадил ничего: ни людских жилищ ни храмов, ни деревянных изображений богов, ни сведений о них, писанных древнейшими рунами на деревянных дощечках. Вот так и случилось, что лишь негромкие отголоски донеслись до нас из далей языческих, когда жил, цвел, владычествовал причудливый мир.

Мифы и легенды в энциклопедии понимаются достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь нашего предка-славянина, — заговорное слово, волшебная сила трав и камней, понятия о небесных светилах, явлениях природы и прочем.

Древо жизни славян-русов тянется своими корнями в глубины первобытных эпох, палеолита и мезозоя. Тогда-то и зародились перворостки, первообразы нашего фольклора: богатырь Медвежье Ушко, получеловек-полумедведь, культ медвежьей лапы, культ Волоса-Велеса, заговоры сил природы, сказки о животных и стихийных явлениях природы (Морозко).

Первобытные охотники изначально поклонялись, как сказано в «Слове об идолах» (XII век), «упырям» и «берегиням», затем верховному владыке Роду и рожаницам Ладе и Леле — божествам живительных сил природы.

Переход к земледелию (IV–III тысячелетия до н. э.) отмечен возникновением земного божества Мать Сыра Земля (Мокошь). Землепашец уже обращает внимание на движение Солнца, Луны и звезд, ведет счет по аграрно-магическому календарю. Возникает культ бога солнца Сварога и его отпрыска Сварожича-огня, культ солнечноликого Дажьбога.

Первое тысячелетие до н. э. — время возникновения богатырского эпоса, мифов и сказаний, дошедших до нас в обличье волшебных сказок, поверий, преданий о Золотом царстве, о богатыре — победителе Змея.

В последующие столетия на передний план в пантеоне язычества выдвигается громоносный Перун, покровитель воинов и князей. С его именем связан расцвет языческих верований накануне образования Киевской державы и в период ее становления (IX–X вв.). Здесь язычество стало единственной государственной религией, а Перун — первобогом.

Принятие христианства почти не затронуло религиозные устои деревни.

Но и в городах языческие заговоры, обряды, поверья, выработанные на протяжении долгих веков, не могли исчезнуть бесследно. Даже князья, княгини и дружинники по-прежнему принимали участие в общенародных игрищах и празднествах, например в русалиях. Предводители дружин наведываются к волхвам, а их домочадцев врачуют вещие женки и чародейки. По свидетельству современников, церкви нередко пустовали, а гусляры, кощунники (сказители мифов и преданий) занимали толпы народа в любую погоду.

К началу XIII века на Руси окончательно сложилось двоеверие, дожившее и до наших дней, ибо в сознании нашего народа остатки древнейших языческих верований мирно уживаются с православной религией…

Древние боги были грозны, но справедливы, добры. Они как бы родственны людям, но в то же время призваны исполнять все их чаяния. Перун поражал молнией злодеев, Лель и Лада покровительствовали влюбленным, Чур оберегал границы владений, ну а лукавец Припекало приглядывал за гуляками… Мир языческих богов был величавым — и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Именно поэтому никак, даже под угрозой самых суровых запретов и расправ, не могла душа народная отрешиться от древних поэтических верований. Верований, коими жили наши предки, обожествлявшие — наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца — и самые малые, самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. М. Снегирев, славянское язычество — это обожествление стихий. Ему вторил великий русский этнограф Ф. И. Буслаев: «Язычники породнили душу со стихиями…»

И пусть ослабела в нашем славянском роде память о Радегасте, Белбоге, Полеле и Позвизде, но и по сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют водяные, соблазняют русалки — и в то же время умоляют не забывать тех, в кого истово верили наши предки. Кто знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своем вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..
115350-cover.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Аватара пользователя
Tanya
Сообщения: 1967
Зарегистрирован: Вт окт 13, 2015 08:23
Репутация: 20056

Медведев Ю.М., Грушко Е.А. "Русские легенды и предания". Иллюстрированная энциклопедия

#3

Непрочитанное сообщение Tanya »

Ссылка на файл на Яндекс.Диск https://yadi.sk/i/pdiYXZaWk3D8R" target="_blank


Ответить Пред. темаСлед. тема

Чтобы участвовать в общении на форуме «Бастилия» - зарегистрируйтесь или войдите в свой профиль

Регистрация займет пару минут, она бесплатна

Вы сможете задавать вопросы, отвечать и создавать свои темы

Мы всегда вам рады!

Регистрация

Войдите в профиль!

Вернуться в «Славянское язычество»