По материалам сети.
Начинаются самые жаркие дни, скошенное сено собирают в валы, потом копнят, а из копен складывают зароды. Праздник первого снопа — в этот день в XIX веке делался первый торжественный зажин яровых.
Жница - кукла первого снопа, помощница в жатве. Делали эту куклу ПЕРЕД тем, как начинали жатву. Первые срезанные колосья привязывали кукле на пояс. Куклу клали на полосу и от нее начинали жать. За спиной куклы привязаны платком двое младенцев, на поясе мешочек с хлебом и солью. Куклу делали как помощницу в жатве.
Жница – одна из первых кукол, открывающих осеннюю тему. Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, фертильность, способность к зачатию, вынашиванию и рождению. Этот смысл можно понимать вполне буквально (рождение детей, материнство), а можно более метафорически (жизненная сила, производительность, способность рождать идеи, вынашивать замыслы, воплощать задумки, доводить идеи до конца, достаток, щедрость, хлебосольность, реализация себя в рамках пола). Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость: эта куколка помогала настоящим жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот. Хлеб нужно было убирать быстро, поэтому в поле выходили все от мала до велика. На поясе куклы привязано несколько колосков и мешочек с хлебом-солью, за спиной у нее - два младенца. Эти атрибуты подчеркивают основные темы, раскрываемые этой куклой.
Эта волшебная кукла как будто собирает в себе всю энергию и силу налитых соком колосьев, жаркого солнца уходящего лета, зрелых августовских запахов и звуков. Она весь год будет напоминать вам о том, сколько мощи заложено природой в каждую жизнь, сколько условий она создает для того, чтобы жизнь эта реализовалась как можно полнее. Она поможет вам сконцентрировать свои намерения и силы для новых свершений, будь то буквально создание новой жизни – или какое-то другое прекрасное дело.
Кукла тряпичная, изготовленная из лоскутов ткани техникой закручивания (Столбушка).
Основа куклы - "каркас" из свернутой бересты (бумаги), свернутой в трубочку.
Бумага обернута лоскутом белой ткани и закреплена нитками в трех местах.
Голова оформлена из верхней части каркаса, черты лица не прорисованы.
На голове - повязан платок из ткани.
Из ткани сделать скатку-грудь, крест-накрест прикрепить на берестяную "скалку".
Кукла одета в сарафан или платье (цвета выбирать желательно осеннего поля).
Руки являются продолжением платья и на концах завязаны нитью, либо примотаны в виде скрученных трубочек на уровне шеи.
Платье двойное.
Платье выше пояса, под грудью, перевязано широкой полосой ткани. Ткань удерживает двух запеленованных младенцев, расположенных за спиной, лицами к кукле. Ткань завязана на спине двойным узлом.
Младенцы выполнены на кукол пеленашек.
К поясу привязан узелок, набитый зерном и солью
За пояс заткнута "вязанка соломы".
Делалась так:
1. Кусок бересты свернуть в трубочку белой стороной наружу, по краям перевязать нитью или тесьмой.
2. Из белой ткани сделать скатку-грудь, крест-накрест прикрепить на берестяную "скалку".
3. Лоскут белой ткани – рубаху – наложить поверх, закрепить на шее и на талии.
4. На талию прикрепить навыворот "понёву".
5. Повязать платок.
6. Квадратный лоскут собрать по кругу на нитку. В серединку насыпать немного зерна. Затянуть нитку, сделать "мешочек" и закрепить его на поясе.
7. Повязать кукле пояс с мешочком, заткнуть за него несколько колосьев.
8. Скрутить двух младенчиков: квадрат-головка, тельце, косыночка и пеленка, свивальник из двух крестов.
9. Младенцев тесьмой или узкой полосой ткани привязать по бокам от "матери"
