(осенние спожинки)
А сейчас не только урожай собран – пшеница сжата, плоды сняты, но и все убрано в амбары, посчитано. И уже понятно, что в зиму оставить для себя, что на сев на будущий год, а что и продать можно. Амбар на замок закрыт и теперь все, что сложено туда под строгим контролем, чтобы на зиму хватило. Зима – время тяжелое. Работы в поле окончены, но и добывать еду негде особо, все что сами сажали-сеяли, все в закромах уже. Сами спожинки – это запирание амбаров на замок, отделение своего от того, что можно в рост, в продажу пустить. В спожинки еще и к свадьбам готовились, что совсем скоро на Радогощь справлять будут. После Спожинок начинали засылать сватов, смотрели приданое, оценивали что на свадебный стол ставить. Закончилось время работы, наступало время отдыхать и праздновать. В этот день девицам молодым, что по 14-16 лет надевали первую поневу и теперь она могла участвовать в осенних посиделках. А еще в этот день резали петуха - заканчивалось правье время, не нужно никого будить спозаранок. Там, где еще тепло – дожинали посевы и работали с Велесовой бородой и повторяли ритуалы для последних несжатых полей. На самом последнем в уходящем году зерновом поле повторяли Велесов сноп.
А в ночь, под звездным небом, когда уже все прибрано и распределено, начинали славить Род. На требы ему несли колосья, из последнего «именинного» снопа, перевязанные вышитыми лентами. Каждая хозяйка приговаривала на свой сноп «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой». Из оставшихся колосьев плели венок для самой пригожей девицы и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать спожинки». Если по пути домой встречался мужчина, то девица снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. А после уже отмечали сытным столом: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые.
В этот день работали в первую очередь с защитами. Ставили защиты через род, особенно для тех, кто в этом году пришел в Явь. Но первый год в Яви мог стать и первой Навью. Зима – время суровое и для младенцев особенно, вот и старались защитить их, да беременных силой рода. Сберечь потомство, чтобы продолжался род из века в век. Женщины работали с детьми, на их будущее, через род, через прошлое рода и не от своего имени, а от имени всего рода. Просили и сам Род, и навьих родичей о хорошей судьбе, о защите будущего поколения.
©Жива_девица, 2017