ййййййййй

Праздничный круг на Радогощ! Вы с нами?

18 сентября - старт курса "Магия свечей"
Акция на шармы "Славянские руны"
Курс по работе с собой - для выпускников Школы славянской магии! Проходите сюда!
Исправляем судьбу - здесь: тыц!
Наши дневы и календари уже напечатаны! Смотреть тут!
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием
Marketplace

Номинация «царь» и персонажи-«цари» в русских заговорах XVII–XIX вв., Топорков А.Л., 2007, статья

Аватара пользователя
Пилигрим
Усложнятор Грандиозиус
Сообщения: 4005
Зарегистрирован: Вт окт 20, 2015 10:25
Репутация: 5767
Пол: Мужской
Статус: Не в сети

Номинация «царь» и персонажи-«цари» в русских заговорах XVII–XIX вв., Топорков А.Л., 2007, статья

Непрочитанное сообщение #1 Пилигрим » Сб апр 17, 2021 10:38

Номинация «царь» и персонажи-«цари» в русских заговорах XVII–XIX вв., Топорков А.Л., 2007, статья

Номинация «царь» и персонажи-«цари» в русских заговорах XVII–XIX вв., Топорков А.Л., 2007, статья, 16 страниц

https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2003/1/VO-2007-04-07.pdf

"Слово царь встречалось в русских заговорах XVII–XIX вв. с высокой частот-
ностью. Оно могло соотноситься с реальными монархами из дома Романовых,
выступать в составе обозначения Бога как Царя Небесного. В заговорах встреча-
ются также ветхозаветные и античные цари; царями называются Сатана, духи-
хозяева природных стихий, отдельные природные стихии и явления и т. д.
Заговоры находятся на пересечении сферы церковно-христианского зна-
ния и сферы фольклорных образов и представлений. Совокупность заговорно-
магических текстов можно представить как некий континуум. На одном из его полюсов
находятся канонические и неканонические молитвы, а на другом – фольклорно-
языческие и «черные» заговоры и заклинательные формулы. Тексты, которые рас-
полагаются на полюсах этого континуума, кардинально отличаются друг от друга по
своей структуре, лексическому наполнению, религиозно-нравственным установ-
кам и т. д. Тем не менее пространство между полюсами имеет континуальный
характер и представляет серию последовательных переходов от канонических
молитв до фольклорно-магических текстов, соотнесенных с представлениями о при-
родных духах и способах взаимодействия с ними.
Фольклористические аспекты данной темы заключаются в том, какие именно
персонажи именуются в заговорах царями и какие функции они выполняют, как
распределяются употребления слова по разным подтипам магических текстов (не-
канонические молитвы, заговоры, заговорно-заклинательные формулы), какую роль
играют слово царь и персонажи-цари в структурировании картины мира, пред-
ставленной в заговорах, с какими другими текстами (книжными или фольклорными)
коррелирует употребление слова царь в заговорном континууме. Фольклористи-
ческие аспекты тесно связаны с лингвистическими (какие значения слова царь
актуальны для заговоров) и культурно-историческими (в какой мере в заговорах
отразились представления о царской власти и их эволюция). Особая проблема –
так называемое «политическое колдовство» (попытки магическими средствами
воздействовать на царя и его родственников); в последние годы она была доста-
точно изучена историками, и мы ее касаться не будем [см.: Лавров, 2000, 331–335;
Смилянская, 2003, 147–158; Kievelson, 1997].
"


Вернуться в «Разное»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость