Основные правила изготовления народной куклы. (Этот текст не мой, к сожалению не могу назвать автора, а по-сему прошу у него извинения, но с текстом полностью согласна и в дальнейшем дополню)
1. Перед тем, как делать куклу, успокойтесь, выключите в голове «словомешалку» и сосредоточьтесь на своей работе. Не должно быть никаких негативных мыслей. Состояние умиротворения, полумедитативное такое. Лучше всего (начинающим) читать молитву, заговор, песню петь, говорить вслух (или думать) о том, для какой цели делается куколка.
Например, делая десятиручку, обычно приговаривают: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда порядок, уют и мир были. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен, пригожен и всем доволен. … и т.д. и т.п.» Ваш текст «наговора» может быть любым, ведущим Вас к заданной цели.
2. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. Стол – это общее пространство, а колени только Ваше. На столе пускай лежит ткань, нитки и инструменты, а кукла только в подоле.
Я, вообще, когда делаю кукол, усаживаюсь подальше от стола на диван (на лавку) – так общую гармонию процесса проще соблюсти.
3. Ткань для куклы должна быть натуральной: лен, хлопок, шерсть. Ни в коем случае не трикотаж (!). Традиционное переплетение нитей – основа и уток крест-накрест. С ткани обязательно удаляются кромки (если из новой ткани) и старые швы-подрубки (если из старых вещей). Раньше куклы делались из крепких кусочков отслужившей свой срок одежды. То есть, для личного использования, приветствуется изготовление кукол из того, что носилось или использовалось в обиходе (скатерти, постельное) семьей. Куклу на подарок, наоборот, делайте только из новой ткани, или старых «тряпочек» того, для кого Вы эту куклу делаете.
4. «Не резанная, не колотая».Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Ткань на кусочки рвется руками. В крайнем случае (если очень толстая), надсекается по краю ножницами, а потом все-равно рвется. Тело куклы не шьется, а завязывается (исключение: только мешочек для крупенички-зерновушки сшивается сбоку). Но можно шить одежду на нее – юбки, фартушки, головные уборы, рубахи. Также, одежду можно украшать тесьмой, кружевом и вышивкой.
Нитка, которой завязываете куклу так же не режется, а рвется.
5. «Если завязываешь - завязывай три раза». Число «три» для славян магическое. Поэтому всё, что Вы на кукле завязываете, должно быть обкручено ниткой (не менее чем) в три оборота и на три узла завязано. Помните, как приговаривают, для прочности наговора «и слово мое твердО»? Точно так же и кукла, должна быть скручена и завязана прочно и надежно. Кроме прочности (Вашего наговора), это еще и обеспечивает ее неуязвимость против всяких негативных проявлений.
6. Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Вата (в идеале – льняная кудель) в голове, должна быть свернута упорядоченно, а не абы-как. Тело должно быть плотное и прочное. Если это кукла-скрутка, покатайте ее ладошкой на коленях, пока не уплотнится. Если это кувадка, аккуратно подверните все срезы внутрь, сгибы прогладьте пальцами, можно прогладить об коленку, об край стола (есть даже такой народный способ – «прокусать» сгиб) для плотности. Если, что-то в кукле не получилось, разваливается, выстрепывается – лучше разобрать и переделать заново. Не должно быть расхрыстанных подмышек, расходящихся концов и торчащих ниток. После завязывания каждой детали, кукла обязательно осматиривается и, при необходимости, поддергивается, правится, заворачивается внутрь, заправляются торчащие нитки. Чем меньше «хаоса», тем надежнее и неуязвимее Ваша кукла.
В общем, главное не бояться и пробовать делать, а там Ваша родовая память Вам в подмогу. Что интересно, правильней всего интуитивно делают народных куколок маленькие детки. То ли интуиция у них лучше работает чем у взрослых, то ли не испорчены они пока «штампами» и культурой, но отчего-то это так.
Тренируйтесь. С каждым разом будет получаться все лучше и лучше. Неудачно собранную куклу всегда можно разобрать и (при желании) снова переделать.
Взято из ЖЖ Дигидон
Наш канал на Дзене тут!
Наш канал в Телеграмме https://t.me/+FCngiVF-sBtlYzg6
Продолжается набор на 18 поток славянской школы магии Бастилия!
Все подробности - Смотреть здесь!
Все подробности - Смотреть здесь!
Набор на тринадцатый практикум тут!
Акция! План на деньги на шикарных условиях! Идем сюда!
Онлайн гадания Бастилии
Основные правила изготовления народной куклы
-
Бася
- Сообщения: 372
- Зарегистрирован: Пт окт 09, 2015 20:07
- Репутация: 7136
Основные правила изготовления народной куклы
Мой мир выбирает для меня все самое лучшее. Я двигаюсь по течению вариантов, а мир идет мне навстречу.
-
Солнце
- Сообщения: 2824
- Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
- Репутация: 15477
- Gender:
Основные правила изготовления народной куклы
Как подбирать ткани для нарядов куклы.
Мастер клас от Анны Балябиной. сайт livemaster.ruВ мастер-классе я расскажу о том, как подбираю ткани для кукольной одежды. Тема эта очень обширная, поэтому опишу лишь основные моменты, на которые я обращаю внимание.
При выборе тканей я стараюсь учитывать:
1. Цветовую гамму
2. Узоры
3. Фактуры
Начнем с цвета
Можно конечно при подборе тканей по цветам воспользоваться готовыми палитрами, например, DesignSeeds или Incolorbalance. Но я заглядываю на подобные сайты скорее за вдохновением, чем за рабочими цветовыми палитрами. Причина простая, в дальнейшем может возникнуть сложность в том, чтобы найти ткани нужных цветов. Будем работать с тем, что уже есть в наших рукодельных запасах.
Среди приглянувшихся отрезов тканей, я выбераю ту, в узоре которой использовано наибольшее количество цветов. Эта ткань и послужит мне цветовой палитрой. К ней подбираю ткани, в которых повторяются цвета палитры, но при этом в их узоре должно быть меньше цветов — один, два. Т.е. в костюме куклы ткань с очень сложным, многоэлементным, многоцветным узором — одна. Дополнять её лучше чем-то более простым.
Иногда на кромке ткани производитель указывает все используемые в узоре цвета и оттенки, что еще удобнее для нас.
Ткань не обязательно должна быть основной, т.е. занимать наибольшую площадь в наряде куклы, а может быть лишь небольшим элементом, но эта ткань станет связующим звеном во всем комплекте.
Теперь поговорим об узорах
Первое, на что стоит обратить внимание — размер узора должен быть пропорционален кукле.
Основные виды узоров: геометрические (полоска, клетка, горошек, ромбы), абстрактные, растительные, цветочные, животные, этнические.
Разные виды узоров я смело сочетаю между собой. Но, как я уже писала выше, ткань с очень сложным, многоэлементным, многоцветным узором пусть будет одна. А дополнять ее лучше тканями, в узорах которых используется меньше элементов и цветов. Также хорошо смотрится, когда элементы узоров различаются еще и по размеру, т.е. одна ткань с крупным узором, вторая — со средним, третья — с мелким.
Не использую ткани только с одним узором, но разных цветов, даже если эти цвета друг другу подходят.
Если в работе несколько тканей с одним видом узора, то слежу за тем, чтобы элементы узора были разного масштаба.
Узорчатые ткани всегда можно дополнить подходящими по цвету однотонными тканями.
Фактура тканей
Под фактурой ткани я понимаю то, как она выглядит и какая она на ощупь.
Ткань может быть: гладкой, ворсистой, шероховатой, рельефной, мягкой, жесткой, блестящей,матовой, плотной, прозрачной и т.д.
Своих первых кукол и игрушки я наряжала исключительно в хлопковые ткани, и сейчас понимаю, что я теряла дополнительное выразительное средство. Поэтому не ограничивайтесь только одной тканью, а подберите 2-3 с разными фактурами.
Особенно важно обратить внимание на фактуры, если вы планируете наряд в одном цвете. В этом случае разные фактуры придадут ему живость. Костюм не будет выглядеть однообразно.
Ткани с богатой, рельефной фактурой (например жаккард, твид) не сочетаю между собой, их дополняю более гладкими. А вот гладкие, мягкие фактуры хорошо между собой сочетаются.
Интересно смотрятся сочетания, построенные на контрасте фактур: матовые — блестящие , ворсистые — гладкие, мягкие — жесткие, прозрачные — непрозрачные, ...
Также при выборе ткани обязательно обращайте внимание на то, как эта ткань будет выглядеть в масштабе куклы. Одно и та же ткань, которая на человеке смотрится довольно мягко, на кукле может стоять колом и выглядеть неестественно.
Не ограничиваю себя в работе только натуральными тканями: хлопок, лен, шелк, шерсть. Не спорю, с ними приятно работать, они красиво смотрятся. Но текстильная промышленность не стоит на месте, и некоторые искусственные и синтетические ткани сейчас выглядят вполне достойно. Так что если использование натуральных материалов не является требованием направления (мотанки, вальдорфские), в котором вы создаете кукол, то можно и поэкспериментировать.
Если край ткани очень сыпется, то такую ткань я стараюсь избегать, так как на кукольной одежде качественная обработка швов такой ткани будет смотреться грубо, а если обработки будет мало, то швы просто расползутся.
Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
*Харуки Мураками