Внимание! Выдаем кота в мешке!

Новый курс магии нити: как создается свой мир! тыц!
Forum Forum Forum Forum
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием
Marketplace

Стихия Земли

Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2874
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15460
Gender:

Стихия Земли

#1

Непрочитанное сообщение Солнце »

Изображение

Это стихия, наиболее близкая к нашему дому, так как она и есть наш дом. Земля - это не обязательно земля в физическом смысле, но это стабильность, основательность и надежность.

Земля
основа всех стихий. Именно на ней находится большая часть жизни. Когда мы ходим, сидим, стоим, ползаем, едим, спим, работаем, выращиваем растения, имеем дело с деньгами или пробуем соль, мы работаем с Землей.

Земля - это плодородие, изобилие и богатство. Как самая физическая стихия, она не негативна, так как остальные стихии находятся на ней, также как и все живое. Без Земли ничего бы не существовало.

В магической работе, Земля управляет всеми заклинаниями и ритуалами связанными с бизнесом, работой, деньгами, процветанием, плодородием и так далее.

Ритуалы этой стихии могут быть такими простыми, как закапывание объекта, представляющего вашу потребность в землю, ходьба по сельской местности с визуализацией или рисование в грязи.

Земля - женская стихия. Такой ее делает ее плодородие, лелеенье всего, что на ней находится. Эти ее свойства заставили множество цивилизаций поклоняться ей, как создательнице всего живого, Матери-Земле.

Земля управляет севером, потому что там всегда холодно и темно. Ее цвет - зеленый, цвет растений и полей, ее время года - зима.

Она управляет магией камней, деревьев, узлов и картин.

Качества Земли: пассивная, женская, твердая, материальная, физическая, устойчивая, медленная и основательная.

В техническом смысле, земля - сухая поверхность планеты, состоящая из твердых органических и неорганических частиц.

Аллегорически она имеет гораздо больше смысла. Земля представляет физическую материализованную вселенную, в которой мы живем.

Это - осязаемый мир вокруг нас, к которому мы можем прикоснуться и который мы можем почувствовать.

Земля - Дочь Огня и Воды, также как Воздух - их Сын. Этот Элемент охватывает все виды производительности, изобилия, роста и регенерации. Земля - четвертый и последний Элемент, результат действий трех других. Направление или часть света, соответствующая Земле - Север.

Характеристики стихии:

Направление – север

Пара – вода (aqua)

Пол - женский

Энергия – реакция, репрессия

Управление – телом, ростом, материальными объектами, деньгами, стабильностью, структурами, смертью и рождением.

Качества – холод, сухость

Цвет – зеленый, коричневый, черный

Цвет свечи – зеленый, коричневый

Магическое свойство - молчать

Точка пентакля – нижний левый угол

Временной отрезок - полночь

Кельтское название - tuath

Время года - зима

Период жизни – старость

Инструменты – пентакль

Магия –процветание, успех, удача, рост, природа

Животные – медведь, бык

Мифическое животное – сфинкс

Алхимический символ – треугольник, направленный вниз, с чертой посередине

Элементаль - гном

Природа – горы, пески, травы, камни, лес

Часть тела – ноги, кости

Аспект Богини - Старуха

Камень – агат, изумруд, перидот, кошачий глаз, турмалин, изумруд, яшма, кристалл кварца, гелиотроп, тигровый глаз, гематит, карнеол, родохрозит.

Планета – Венера, Сатурн

Тип характера - меланхолик

Эмоции – чувство сохранности, стабильности

Знаки Зодиака – Телец, Дева, Козерог

Ветер – Борей

Король – Кернанос

Королева – Ану

Оружие – Камень Фала

Растение – плющ, дуб, осока

Благовоние – сосна, пачули

Ароматы – кипариса, пачулей, тюльпана, мха.

Богини – Макошь, Деметра, Гея, Церера, Персефона, Кора, Рея, Рианнон

Боги – Адонис, Кернанос, Пан, Тамуз

Теневые качества: неповоротливость, излишняя практичность, бойцовская натура, отсутствие дара предвидения, стремление управлять, зависимость, излишняя критичность, подлость, бездуховность, излишняя приземленность, склонность к накопительству, лень, всепрощение по отношению к себе, малоподвижность, негибкость, жадность, упрямство, раскаяние, чрезмерная педантичность, привычка пускать пыль в глаза, критиканство, пессимизм, традиционализм, способность понимать лишь доступное физическим органам чувств.


Земля ассоциируется, прежде всего, с основой, с чем-то твердым и незыблемым. Древние люди считали, что Бог создал Землю из Хаоса, и Земля – одна из трех составных частей Вселенной. Самая верхняя часть – это Небо, нижняя – Преисподняя, а между ними располагается Земная твердь.

Происхождение землетрясений часто соотносили с другим представлением людей о том, что Земля держится на трех китах, слонах или черепахах. Таких версий существовало множество. Согласно им, землетрясения возникали в результате того, что какое-то животное, держащее земную твердь, проснулось, почесалось, чихнуло или просто пошевелило лапами.

Землю всегда считали символом женского начала благодаря ее плодородию. Выражения «Мать-сыра Земля» или «Земля-Богоматерь» основаны именно на том, что Земля кормит людей, именно на ней произрастают растения, которые кормят людей и животных. Не будь Земли и растений, жизнь на планете исчезла бы…

Люди, которым покровительствует Стихия Земли, также спокойны, они твердо стоят на ногах и всегда знают, чего именно добиваются.

Они неторопливы, не очень легко сходятся с людьми, зато если за что-то берутся, то делают все основательно.

Душа таких людей таит много тайн и недомолвок, подобно Земле, чьи недра таят от нас огромные природные богатства.

Люди Земли выносливы и сильны, но они долго помнят обиды и можно даже сказать, что злопамятны и мелочны. Иногда они способны мстить за какую-то мелкую, но особо запомнившуюся им обиду.

Однако они щедры и всегда с радостью делятся с друзьями тем, что у них есть. Из них отличные защитники, они всегда держат свое слово, являются надежными друзьями и помощниками. Из недостатков можно отметить редкостное упрямство, иногда скупость, странно сочетающуюся с щедростью, черствость и жестокость по отношению не только к окружающим, но и к самим себе.

Земля окружает нас повсюду, мы находимся в постоянном контакте с ней, однако это еще не значит, что она постоянно отдает магам свою энергию. Лучше всего процесс передачи энергии идет, естественно, там, где Земля не закрыта от нас асфальтом или кирпичом.

Немного энергии можно получить и из распаханных и удобренных полей, однако самый мощный приток, естественно, будет там, где Землю еще не трогали и не затоптали: в лесах, полях, лугах
Последний раз редактировалось Солнце Пн окт 12, 2015 22:16, всего редактировалось 1 раз.


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2874
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15460
Gender:

Стихия Земли

#2

Непрочитанное сообщение Солнце »

Изображение
ЭЛЕМЕНТАЛЬНАЯ МАГИЯ
(перевод Бергма)

Магия Земли.


Земля - наш единственный дом. В мифах, мы вышли из земли и в ней мы хороним людей после смерти. С ее поверхности мы собираем овощи и лечебные травы. По ней ходят животные, а в ней лежат богатства: драгоценные камни, нефть, золото и серебро. До недавнего времени ни одно живое существо, кроме птиц, не покинуло ее поверхность больше, чем на несколько секунд.

Древние богини Земли выжили до сих пор в облике Матери-Земли. Раньше Земле поклонялись для своей собственной пользы, и сейчас она кормит нас и мы ее уважаем. Без Земли мы бы погибли.

Экологи сейчас утверждают, что необходимо защищать нашу Землю. С космических кораблей видна Земля и синева вокруг нее, она - наша Мать, наш дом. Она все для нас и так было всегда.

Эта мысль прочно вошла в магию и религию и укрепилась там на тысячи лет. Некоторые из заклинаний и ритуалов, описанных в этой главе, нестареющие, как горы.

В этих заклинаниях Земли лежит основа всей магии, потому что даже если в заклинании не упоминается Земля, оно произносится и исполняется на ней.

Представьте себе горсть недавно вырытой земли. Вдохните в себя запах плодородия. Посмотрите на множество ее цветов: от белой глины и красной вулканической земли до угольно-черной. Такова плодородная природа, склад витаминов и минеральных веществ необходимых для жизни.

Она также является превосходным полем для магической деятельности. Вот некоторые виды такой магии.

Для заживления.
Заживление Землей происходит через перенос болезни. Рана или болезнь переносится на другое вещество, чаще органическое, которое гниет в земле, тем самым выпуская из себя болезнь.

Чтобы вылечить болезнь или заживить рану, потрите поврежденную часть яблоком или картофелиной, а потом, настолько быстро, насколько можно, заройте их в землю. Все сделано.

Необходимо сделать одно примечание: заклинание заживления может использоваться только в дополнение к лечению врача, но не заменяя его. Врачи - единственные люди, способные квалифицированно помочь вашему телу.

Используйте заклинание заживления для себя и своих друзей, но не вместо квалифицированной медицинской помощи. То, что является медициной сегодня, было магией вчера.

Кровать в земле.

Если вы плохо себя чувствуете, место, где земля пуста и не покрыта бетоном, листьями или растениями - просто чистая пустая земля.
Садитесь или ложитесь на землю. Мысленно представьте вашу рану или болезнь, медленно стекающих в землю. Почувствуйте, как ваша боль и страдания уходят в землю под вами.

Почувствуйте ритм Земли - устойчивый пульс Земли под вами. Он должен бить в унисон с вашим сердцем, чувствуйте его до тех пор, пока ваше тело не наполнится энергией и силой.

А теперь почувствуйте свежую, сильную энергию, входящую в ваше тело.
Поднимитесь, стряхните с себя землю и проверьте, как вы себя чувствуете.

В том случае, если вы прикованы к постели или не можете найти землю, поместите в свою комнату горшок или блюдо с землей, которая издает целительные вибрации и поможет вам вылечиться.

Еще один способ - поместить в свою комнату растение в горшке. Вам будет помогать не только растение, но и земля, в которой оно растет.
(перевод Гратис)

Чтобы избавиться от проблем.

Возьмите пригоршню земли и посмотрите на нее; излейте в нее все свои проблемы. Обрисуйте в деталях все то, что беспокоит вас.
Закончив, бросьте землю за спину и уходите с этого места, не оборачиваясь.

Амулет земли.

Завяжите в маленьком квадратном кусочке зеленой ткани немного свежей, жирной земли. Крепко затяните узелок, чтобы земля не высыпалась.

Носите его с собой, если у вас есть проблемы со стабильностью, безопасностью и самоконтролем; если вы склонны поддаваться эмоциям; если вы постоянно раздражены или “на взводе”. Этот амулет земли поможет.

Гадание на земле.

Наполните небольшой плоский сосуд (например, блюдо) не менее семи дюймов в диаметре землей. Сядьте, расслабившись, и глядите не столько на землю, сколько в нее. Со временем вы начнете замечать символы, выглядывающие из земли.

Земляная бутылка защиты

Насыпьте в небольшую удлиненную бутылку немного свежей чистой земли. Наполните ее доверху и закупорьте. Поместите бутылку возле входа, желательно, рядом с окном, чтобы помешать злу войти в ваш дом.

В прошлом считалось, что это запутывает злых духов и демонов, которым приходится пересчитывать каждую крупинку земли в бутылке, прежде чем войти в жилище.

Сегодня мы видим злые силы как негатив, который наводняет. Он может проникнуть и в ваш дом. Таким образом, земляная бутылка защиты блокирует вход для потоков негативной энергии.

Защита для детей

Чтобы защитить детей, когда они вне дома, бросьте пригоршню земли или песка им вслед, без их ведома. Это обеспечит безопасность.

Длительное земляное заклинание на исполнение желания.

Это волшебство идеально подходит, если вы хороший садовник и, кроме того, ваше желание “не горит” и вы в состоянии ждать несколько месяцев, прежде чем оно исполнится.

Выберите растение, символически связанное с вашей потребностью. Держа его семя в “сильной” руке над горшком с землей или специально отведенным участком в саду, визуализируйте свою потребность.

Поговорите с семечком. Расскажите ему, зачем вам нужна его помощь.

Затем посадите семя в землю, удобрив ее своей любовью. Не забудьте полить!

Ухаживайте за появившимся ростком. Растение не должно погибнуть из-за вашей забывчивости и неосмотрительности. Если это случится, желание не сбудется - по крайней мере, до тех пор, пока вы не сотворите другое заклинание.

Если растение растет здоровым и крепким, ждите, что ваши ожидания сбудутся. Когда это произойдет, продолжайте ухаживать за ним.

Помните, что это не только олицетворение вашего желания, но и живое, развивающееся существо, которое вы вызвали к жизни для своих целей.

Вы ответственны за растение. Если вы будете заботиться о нем должным образом, оно может рассказать о многих тайнах магии земли.

Вариант предыдущего заклинания.

На подготовленном участке земли посейте семена подходящего растения в форме символа или руны, выражающего вашу потребность.

Ухаживайте за садом. Когда появятся первые ростки, очертите вокруг символа круг указательным пальцем своей “сильной” руки.

Постойте рядом в созерцании растущего, живого олицетворения вашего намерения. Так же, как ростки явились на свет, осуществится ваше желание.
Последний раз редактировалось Солнце Пн окт 12, 2015 22:16, всего редактировалось 1 раз.


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2874
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15460
Gender:

Стихия Земли

#3

Непрочитанное сообщение Солнце »

Познание стихии земли

Изображение

Наши предки считали планету Земля телом Богини Макоши. Все женщины свято почитают Великую Мать. Она выступает Богиней милосердия, счастья и несчастья, женской половины, гадания, рукоделия, покровительницей источников и святых колодцев, урожая, охранницей коров.
Макоша — повелительница, Мать Коша, земного коша, всяких благ.

Если человек о земле заботится, в общий кош прибавляет, то дарит она ему
могущество, силу, радость и счастье.
Богатства и мудрость праведная — защиты требуют, для того Макоша витязей родит, что хранителями земли родной выступают.

Рождаются они воинами храбрыми, что землю святую славянскую преданно
защищают, славой покрывая. Поэтому витязи землицу с собою всегда в поход берут, как оберег
матушки родной.

Макоша — посредница между небом и землей, а потому на весенних
ритуальных рушниках всегда изображалась как Дерево Жизни Земного Рода, тянущее руки вверх к небу. Она — источник тепла и влаги, поэтому на летних рушниках ее руки опущены к земле, которая породила зерно, готова к новому урожаю.
Макоша — Богиня земли, которая призывает весенние дожди и опекает весенние обрядодействия, связанные с ними; она покровительница родов и заступница рожениц.

Макоша напрямую связана с Долей и Недолей (Судьбой), от того, как люди ее уважают, так им на земле и ведется. Символами Богини являются прялка и веретено, которыми она ткет из себя явный мир.
В Средневековье христианство подменило Макошу Параскевой Пятницей.
Христианские праздники рождения и смерти Богородицы отвечают славянским праздникам в честь Земли-Макоши. Макоше на требы приносили: кашу, шерсть, нити, вино, платки, посуду, ленты, хлеб, мед, молоко.


Соединение со стихиями земли

Найдите на природе красивое место, где есть плодородная земля и пышная трава.
Осмотрите местность, найдите свое место, где бы вам хотелось лечь.
Пристально осмотрите свою территорию. Теперь исследуйте руками каждый миллиметр той земли, ощутите благоухание каждой травинки и земли, которой касаетесь.
Это может занять не менее получаса.
Не спешите никуда, ощутите жизнь там, возле самой землицы, понаблюдайте за муравьями и другими паучками-червячками.

Ощутите их ритм жизни, их мир. Если вы избрали место, а на нем камни,
муравейник и т. п. — не надо менять или убирать его. Именно это место даст вам силу, а камни (кочки, муравьи) помогут вылечить больные места. Доверьтесь своей интуиции.
Через минуту, закрыв глаза, ложитесь на землю.
Отделите свое сознание от тела, как автономное, пусть оно именно укладывается.
Дайте ему волю, а сами как бы сверху наблюдайте за ним.
Теперь, когда тело улеглось ощутите, как вы и земля соединяетесь. Ощутите дыхание земли (тепло, которое идет от нее, имеет свою волну), подстройтесь к нему, и сами в этой волне начинайте дышать.
С течением времени вы ощутите, как бьется ее сердце, довольно медленно и глухо.
Вы ощутите себя землей, ваше тело стало землей, сквозь вас растут цветы, травы, вы — сама земля.
Уйдите в забвение на столько времени, насколько хочется.
Поблагодарите Матушку Землю за то, что приняла вас, что подлечила и придала силы для работы.

Перевернитесь на спину, посмотрите в небо, лежа на спине, ощутите совершенство и гармонию природы, поблагодарите тучки и небо за то, что они есть, и птиц, и мир.
Теперь подымайтесь, ощутите, как вы набрались силы, потянитесь и еще раз поклонитесь Матери Земле.
Эта духовная практика полезна людям, которые болеют, которым не хватает сил и энергетической стабильности.
Упражнение нормализует давление, снимает боли в костях, позвоночнике, снимает порчу и т. п.

Земля в духовном плане — это стабильность, обоснованность и надежность.
Основа всех стихий. Именно на ней находится большая часть жизни.
Последний раз редактировалось Солнце Пн окт 12, 2015 22:17, всего редактировалось 1 раз.


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2874
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15460
Gender:

Стихия Земли

#4

Непрочитанное сообщение Солнце »

Изображение

Интересное про стихию земля

Земля
Один из первоэлементов, планета, место покоя.

Одна из основных (наряду с водой, огнем, воздухом) стихий мироздания; центральная часть трехчастной вселенной (небо — земля — преисподняя), населенная людьми и животными; символ женского плодоносящего начала и материнства.

Наряду с огнём, воздухом и водой одна из основных стихий мироздания. Значительная часть сюжетов с участием обожествлённой земли содержится в космогонических мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре — небе и земли, союз которых послужил началом жизни во вселенной и от которого произошли остальные боги. Персонифицированная в образе богини — супруги неба, земля фигурирует в мифологиях почти всех народов, исключая разве что египетскую (гелиопольский миф о сотворении мира). Иногда небо и земля сами являются порождением предшествующего поколения богов. Часто их существование предвечно — в виде яйца мирового, разбивание которого (отделение неба от земли) представляет собой создание космоса[1]. В некоторых мифологиях земля создаётся благодаря расчленению (принесению в жертву) докосмического существа (аккад. Тиамат, др.-инд. Пуруша, сканд. Имир, кит. Пань-гу), тело которого даёт начало всем стихиям. Широко распространено также представление о возникновении земли из вод мирового океана, откуда её вылавливает тот или иной мифологический персонаж (сканд. Тор, др.-инд. Праджапати, полинез. Мауи и др.). В мифах американских индейцев и некоторых сибирских народов часто землю из воды вылавливает водяная птица-ныряльщик. В греческой мифологии возникшая из хаоса земля (Гея) создаёт из себя небо (Уран), от их брака происходят титаны.

Вещественными символами союза неба и земли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. Место удара молнии обычно считалось священным. От молнии, то есть от брака неба и земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями. В некоторых культурах родившимися от соития неба и земли (проявляющегося в ударе молнии, пролитии дождя или падении метеорита) считаются грибы, которые тем самым сакрализуются.

Земля — не только супруга неба, участвующая в создании космоса, но и плодородная земля, почва, а также недра, часто соотносимые с преисподней. Естественно, что олицетворение земли как стихии плодородия возникает лишь у земледельческих народов. У охотничьих племён можно встретить представления о земле как о неприкосновенном природном существе, которое запрещается ранить мотыгой или плугом (сев.-амер. индейцы). У земледельческих народов, напротив, распространена эротическая символика земли: посев отождествляется с оплодотворением, плуг — с фаллосом, и т. п. В качестве божества плодородия земля также иногда представляется женой неба, но может иметь мужем солнце или какого-либо другого бога. Иногда указанные функции совмещены в образе одной богини, обычно выступающей в роли женского производящего начала вселенной — богини-матери. Таковы малоазийская Кибела, Тепев древних майя, др.-слав. «Мать сыра земля», культ которой впоследствии слился с культом богородицы, и др. Порой функции эти разделяются между несколькими божествами, каждое из которых является ипостасью обожествлённой земли (Нинхурсаг и Нинсун в шумерской мифологии, римские Теллус, Опой и Дива Ангерона).

При делении космоса на небо, землю и преисподнюю земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывается путешествием вверх или вниз (ср. разделение шаманов в некоторых сибирских традициях на «чёрных», способных спускаться вниз, в преисподнюю, к злым духам, и «белых», поднимающихся наверх, на небеса к добрым духам). Положение земли, окружённой мировым океаном, оказывается срединным и для горизонтальной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса (ср., напр., срединный столб земли в японском мифе об Идзанаки и Идзанами), земля характеризуется максимальной сакрализованностью и чистотой, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион вселенной, своеобразный космос в космосе. Отсюда существовавшее в античной мифологии отождествление земли с Гестией, богиней священного очага, расположенного в середине мира. Геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной земле, или при погребении должна быть использована хотя бы горсть её. Земля используемая в ритуале погребения, есть священная земля, замкнутая в определённых и всегда сакрализованных границах (ср. христианские представления об освящённой и неосвящённой земле). Противоположным результатом этих же представлений был зороастрийский запрет хоронить покойников в земле, потому что труп оскверняет её чистоту.

Во всех мифологических системах присутствуют представления о связи земли с разнообразными хтоническими чудовищами и докосмическими существами, и о её близости к первозданному хаосу.

В индоевропейской мифологии противник громовержца (устроителя космоса) чаще всего является порождением земли.

«Священное бракосочетание» (Hieros gamos) между небом и землей — объект множества архаических мифов и обычаев, в особенности в культах плодородия и в мистериях, связанных с богиней Деметрой.


Основные значения:

материнское лоно
Земля-кормилица.
Отчизна, Отечество, Родина-Мать.
воплощение женственности в природе,
инертность, неподвижность, Великую Матерь, женское лоно, подательницу Жизни, плодородия, пахоты, сева, жатвы, хранительницу жизни и богатств, возрождения; плотность, противопоставление Небу, а также его противоположность, святость, духовность; темноту, подземное царство, смерть, могилу, бессмертие, вечность; божественные волю и силу; вознесение хвалы Господу, подножье трона Бога; цикличность бытия; эмоциональность; мудрость; практичный подход к окружающему, свидетельство, гарантию…
вечность, бессмертие
цикличность: рождение, расцвет, зрелость и увядание.
святость.
убежище, укрытие.
могила.
практичность, материализм, противоположность духовному началу.
Земная мудрость — как противоположность небесной мудрости, это хитрость, изворотливость, тщеславие, суетность, лукавство.
Плодовитость, радость.
Великая Мать, Мать-Земля, прародительница всего, Кормилица, Нянька.
универсальный архетип плодородия, неиссякаемой творческой силы и средств к существованию. Земля и Небо — это материя и дух.
всеобщая Мать
плодородие и возрождение
пассивное, женское начало, противопоставляется небу — началу активному, мужскому.
Каменистая почва, грунт — бесплодие.
земельная собственность, территория, страна, Отечество, Отчизна.
Основные символы:
представляется квадратом, крестом на круге или в нем.
Символом земли могут быть: шар, куб, пуля, «королевское яблоко» — держава.
Цвета: красный, желтый, зеленый, зелено-коричневый.


Древний Восток

В шумерской мифологии мать-земля Нинхурсаг и небо Ан суть прародители вселенной, однако в пантеоне присутствует ещё и богиня земных недр Нинсун.

Египет

др.-егип. (гелиопольский) миф о сотворении мира, в котором землю олицетворяет бог Геб, супруг Нут (неба), женского божества

Античность

Тифон, сын Геи и враг Зевса.

Римская мать-земля (Теллус) почиталась одновременно с Опой, богиней плодородия почвы и супругой Сатурна, а божеством земных недр, подземного мира была «мать ларов», «немая богиня» Дива Ангерона.

У Гесиода родила Небо, а потом, будучи оплодотворенной Небом, произвела на свет все, что живет.

В античных учениях об аналогии земле соответствуют меланхолический темперамент, «черная желчь», сезон осени, и часть тела — селезенка.

В античности «священная богиня Теллус, плоды приносящая», изображалась с рогом изобилия в руке, а в многократно воспроизводимых текстах «Античной медицины» к ней обращена мольба предоставить растения, содержащие целительные силы, для страдающего человечества. В средние века «языческий» текст, начинающийся словами «Dea sancta Tellus» («Священная богиня Теллус»), которые были исправлены на «Deo Sancto» («Святый Боже»), вообще по сути не изменился.

С этой же идеей (Кабинер Раздумья масонов) связаны и Хтонические мистерии, справляемые в честь богини Генес Хтонии — ночной Земли.

Согласно орфической традиции, землю оплодотворяет животворящий дух, нисходящий в виде эфира и воды.

В древнегреческом мифе Земля-Матья-Гея была оплодотворена богом Ураном (Небо), и среди своих детей в последующем времени получила Деметру — богиню урожая. Позднее в других мифах, Деметра трансформировалась в Кибелу. Пахота, сев и жатва в поэтическом воображении той эпохи получили тесную связь с женским телом, его оплодотворением, созреванием плода и последующим рождением, а плуг, естественно, получил фаллическое толкование. «Деметра /… / делила свои любовь и ложе с Язоном на ниве, трижды вспаханной» («Одиссея» Гомера).

Северная традиция

У кельтов Земля — символ тленного тела, в противовес соли — символу бессмертного духа. Земля была поставлена на груди умерших.

Славяне

В космогонических мифах земная твердь возникла как результат первого акта творения мира: из добытой со дна моря горстки земли. Бог создал сначала малый клочок суши, а затем (при содействии своего антагониста) раздвинул ее, сотворив земной простор. Согласно популярным славянским поверьям, земля — это плоская твердь, окруженная водой и накрытая сверху небесным куполом. Представления о зооморфных существах (гигантской рыбине или нескольких мифических рыбах, змее, черепахе и т. п.), удерживающих на себе землю, характерны для мифологии восточных и особенно южных славян; реже встречаются в западнославянских верованиях. В болгарских и сербских космогонических поверьях землю удерживают на своих рогах бык или буйвол; она покоится на теле змеи, лежащей на спине вола, который в свою очередь стоит на гигантской рыбе, и вся эта пирамида держится на огромной черепахе. Более редкими являются мотивы, согласно которым земля располагается на ветвях деревьев или на столбе.

Признаки персонификации земли могут быть отмечены в таких народных верованиях, согласно которым она ведет себя как живое существо: спит, болеет, беременеет, родит, стонет, плачет, гневается на людей за их грехи. Универсальная для всех славянских традиций женская символика земли раскрывается через метафору материнства и плодовитости (способности приносить урожай). Белорусы считали, что принимая в себя семена, земля «беременеет» и дает новый урожай, что она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мертвых к себе принимает. Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение Мать-сыра земля обозначает оплодотворенную небесной влагой плодородную землю. Соответственно, пересохшая и бесплодная земля предстает в духовных стихах в образе «вдовы». Архаические представления о небе и земле как супружеской паре сохранились в таких заклинательных формулах, как: «Ты Небо — отец, ты Земля — мать!» или в загадках о земле и небе типа: «Мать — низко, отец — высоко» (пол.). По болгарским верованиям, от брака неба и земли родился месяц. Мотив материнства в поверьях о земле имеет отношение не только к космическому образу универсального плодоносящего начала, но и к реальной матери конкретного человека. Это проявляется в запретах бить землю, мотивированных опасением оскорбить свою умершую мать. Почитание земли как «матери» способствовало сближению этого круга представлений с образом Богородицы (у сербов земля называлась «Земля-Богоматерь»).

В славянских верованиях емля наделяется признаками святости и ритуальной чистоты; в молитвах и заговорах к ней обращались с теми же просьбами, что и к божественным силам: «Помилуй, спаси и сохрани, святая земля и Божая мати!» (полес.). О грешном человеке говорили, что он недостоин того, чтобы «земля святая его на себе носила». По широко известным представлениям, земля не принимает в себя тела «нечистых» покойников; погребение их в земле нарушает погодное равновесие и общий миропорядок; тела таких мертвецов остаются в земле нетленными или земля сама «выбрасывает» их на поверхность.

Как высший нравственный авторитет и символ праведности земля часто использовалась в народных правовых обычаях, присягах и клятвах. Польская поговорка гласит: «Правда из земли вырастает». У русских при межевых спорах люди, доказывающие свою правоту, клали себе на голову ком земли или кусок дерна; случаи клятвы с землей на голове упоминаются в слав, исторических свидетельствах XI в. В Череповецком уезде при земельных конфликтах крестьяне, произнося клятву, брали щепотку земли в рот или клали ее на голову, на спину, за пазуху; оспаривая свое право на покос, люди клали вырезанный из земли дерн себе на голову и говорили, что если они свидетельствуют ложно, то пусть «сама Мать-сыра земля прикроет их навеки» (рус. рязан.). Аналогичные обычаи известны также у сербов, болгар и македонцев: каждого, кто прилюдно давал свидетельские показания в спорных делах, болгары вынуждали держать в руках землю как доказательство правдивости сказанного.

Обычай исповедоваться земле отмечался у новгородских еретиков-стригольников, что фиксировалось в источниках XIV в., и сохранялся у старообрядцев вплоть до XIX в. В сербской традиции односельчане вынуждали женщину, уличенную в занятиях колдовством, покаяться в грехах земле. Большую популярность имел у славян обычай целовать землю в разных ритуальных ситуациях: например, при первой вспашке земли или при первом севе; в обычаях примирения или испрашивания прощения; при произнесении клятвы, присяги или молитвы. В Орловской губ. при первом громе бабы крестились и целовали землю. В конце жатвы принято было благодарить землю за урожай и целовать ее: ср. болгарскую поговорку: «Целуешь горсть земли — значит, целуешь хлеб».

Представления о земле как месте обитания человека тесно связаны с понятием своего рода и Родины. Переселенцы перед отъездом в чужую землю брали с собой горсть родной земли, чтобы прижиться на новом месте; так же поступали паломники и богомольцы, надолго покидавшие родные края, чтобы в случае смерти насыпать в глаза умершему или на его могилу «родной землицы». Святость родной земли определялась тем, что она «своя» и тем, что в ней похоронены родовые предки, родители. «Родительская» земля, взятая со своего двора или с могил родственников, считалась священной и способной защитить от бед. Соответственно, в заговорах все болезни, зло и несчастья отсылались «в чужую землю» (то есть в «пустую», «далекую», «черную», «девятую», «немецкую» землю).

Мотивы святости земли сосуществуют в народной культуре с представлениями о том, что если небо принадлежит сфере божественного, то земля — сфере дьявола (см. Бог).

С землей как границей между человеческим и хтоническим мирами связана народная фразеология, обозначающая приближение смерти: «он уже землей пахнет» — говорили о безнадежно больном, или «земляное дитя» — о ребенке, который долго не проживет (в.-слав.). Болгары тоже говорили о смертельно больном, что он «пахнет землей». В польских снотолкованиях вспаханная пашня или засохшая, потрескавшаяся земля были предвестием смерти.

От молнии, то есть от брака неба и земли, рождаются люди, отмеченные особыми дарованиями, — таково славянское предание о рождении волхвов.

Финно-угры

Представления о беременности земли у чувашей.

Маан-Эмо в финно-угорской мифологии — выступает женой неба.

Сибирь

Алтайские народы: Земля-Мать порождает Дерево-Мать, давая ему семя, а то дает жизнь семье, человеку.

Китай

В Древнем Китае земле соответствуют — средина, число «два», краска желтая, из домашних животных -.крупный рогатый скот и сладкий вкус.

В древнекитайской картине мира земля — квадрат, уподобленный четырехугольному кузову колесницы, над которым простирается кругообразный балдахин небес. Пара «земля и небо» (тянь-цзы) символизирует весь космос.

В Китае Земля — это женское начало, инь, символизируемое квадратом, желтым цветом и тигром.

Квадратную Землю символизируют гексаграмма Куэн (дополняющая собой Хьен, Небо), понятия пассивности, чувствительности, мягкости, самопожертвования — эти качества присущи в основном женщинам,— а также восприятия, энергии, развития, согласия и дипломатии.

Земля (ту или ди), инь, является одной из пяти стихий, или сил изменения, и соответствует центру, желтому цвету, числу два, сладкому вкусу, посевному просу, быку, безволосым животным (главнейший из которых — человек).

Выражение Небо и Земля означает весь мир. Астрономы обозначают термином ветвь земли (ди-жи) двенадцать знаков цикла, изображаемых в виде круга, в отличие от стволов неба (тян-ган), знаков двоичного цикла.

Северная Америка

В мифах индейцев-навахо земля выступает женой солнца.

У американских индейцев Земля — это Мать, Убежище Земли — центр мира, космический центр. Круглый пол означает Землю, сводчатая крыша — Небеса, а четыре столба -это звезды и четыре стороны света.

Австралия и Океания

Иногда небо и земля сами являются порождением предшествующего поколения богов: так, в гелиопольском мифе они — внуки Атума, в мифологии маори (Ранги и Папа) — дети По (ночи) и Ао (света) и внуки Веу (корешка).

Маори — низменная природа, соотн с женщиной…

Иран

Зороастрийский запрет хоронить покойников в земле, чистоту которой труп оскверняет.


Индуизм

Шиваизм — земля охваченная пламенем — символ человеческого сердца, очищающегося огнем и разрушением.

Библия / Ветхий Завет

«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь, Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее» — Иов 38:4—6.

«Так говорит Господь: /… / а земля — подножие ног Моих» — Исайя 66:1.

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» — Екклезиаст 1: 4.

«Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в прах» — Екклезиаст 3: 20.

«.. Если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская» — Иаков 3: 14-15.

«И создал Господь Бог человека из праха земного» — Бытие 2: 7.

«Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои, и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле. И будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней» (Левит 25: 18-19).

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1: 1). «И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь…» (Иов 1: 21)

Христианство

Земля, порождающая деревья и травы и дающая человеку жилище, часто используется в качестве символа Церкви, которая питает человека духовной верой и предлагает ему убежище. Таким образом, земной шар, на котором воздвигнут крест, иногда передает это символическое значение.

Св. Хильдегард Бингенская (1098—1179) воспроизводит в своем сочинении «О делах Божьих» специфическую символику:

«Жизнетворная земля — се есть церковь. Она порождает чрез учение апостолов плод справедливости, как оная в начале предстала приспешникам своим. Равно как и в своей зеленой жизненной свежести истинной веры должны они предстать овощем, выросшем из семени слова Божия. И плодоносящими древами должны они быть от закона Божия, ибо в семенах сих ни распутства, ни прелюбодеяния нет, но чтобы в истинных обстоятельствах детей производить быть стало».

В средневековых текстах материал, послуживший для создания Адама, называется limus, что переводится как глина или клей. Хильдегард Бингенская рассказывает, как жидкая глина огнем духа была переварена в плоть и кровь.

Ислам

Земля как строительный материал, сослуживший для создания праотцев человеческих, играет большую роль в исламской традиции. Аллах посылает своих ангелов на землю, чтобы они принесли ему образцы ее семи различных цветов. Она очень противится тому, чтобы выдать что-либо из своего вещества, но ангел смерти выполняет поручение, украв по-разному окрашенные образцы земли. После смерти человека земля должна восполучить то, что было у нее похищено. Аллах сотворяет только Адама, но от него происходят различные человеческие расы: белые, черные, коричневые, желтые, зеленые (индийцы оливкового цвета кожи), получерные (нубийцы) и красные («дикарские» народы).

«Женщины ваши для вас вспаханы и готовы для засева поля» (Коран).

Астрономия/логия

Зодиакальные знаки — Бык, Дева, Козерог.

Алхимия

Алхимики называют обряд подобный Кабинету Раздумья масонства испытанием Земли и поэтически представляют его в виде спуска в ад, на который намекает слово VITRIOL (состоящее из первых букв слов Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem, то есть: Посети недра Земли, и, очищаясь, ты найдешь сокрытый Камень).

Магия

Праматерия, отделенная от вод (Бытие 1: 9).

Гадания

В гадании по снам: землетрясение — угроза, предупреждение об опасности.

Масонство

Земля — Материнское чрево, Атанор, Философское Яйцо,— первичный элемент, место подземного зарождения, символом которого выступает Кабинет Раздумья, куда заключают кандидата при посвящении. Там, в полной изоляции, он ощутит присутствие ядра собственной индивидуальности.

Эмблематика

Земной шар, висящий в воздухе.

Оккультизм

Согласно космогоническим представлениям розенкрейцеров, Земля имеет центральное ядро и состоит из девяти слоев:

минеральная Земля, соответствующая химической области физического Мира;
Жидкий Слой — эфирная область физического Мира;
Слой Пара, где трепещет жизнь, связанный с Миром Желания, который окружает Землю и проникает в нее;
Водный Слой, заключающий в себе архетипические силы — прямое, физическое выражение области конкретной Мысли;
Слой Зародышей, где находится первичный источник жизни и первичный импульс, создавший все формы Земли, соответствующий Абстрактной Мысли;
Огненный Слой, из которого исходят чувства удовольствия, горя, симпатии и антипатии, соответствующий Жизненному Духу;
Отражающий Слой, отражение морального состояния человечества — там обитают безнравственные силы, называемые Законами Природы,— он соответствует Миру Божественного Духа;
Атомный Слой, наделенный необыкновенной способностью к расширению и выражающий собой Мир Девственных Умов;
Материальное Выражение Духа Земли, тесно связанное с мозгом, сердцем, половыми органами человека и соответствующее Миру Бога;
Центр Пребывания Духа Земли, последняя область, питающая Землю, соответствующая Абсолюту.
Ad vocem

насыщенное многими символическими смыслами понятие (родная земля, земля-кормилица, достать из-под земли, загнать кого-то в землю и т. п.).

«Земля возвращает себе все, что родила» (лат.) («Фарсалия» Лукиана).

Уйти в землю — умереть. «Да будет ему земля пухом!» лат. «Грызть землю» — не жить. Предать кого-либо земле — похоронить. «Могилой славным мужам стала сама Земля!» — «Пелопонесская война» Фукидида.

«У каждого была зашитой горсть земли польской, и раненый в бою смертельно, просил товарища, чтобы земля отчизны осталась с ним навеки» — К. Бродзиньский «Стихи, написанные в Альпах».

«Благодать тебе, земля, мать человеков, величайся в объятьях богов, преполняйся плодами, человекам ко потребе» (Эсхил, 525—456 до н. э.).

Твердо ступать по земле — значит, отбросить бесплодные и пустые мечтанья, видеть и осознавать окружающее таким, каковы они есть. Спустить кого-либо с облаков на землю — объяснить истинную ситуацию, которая воспринималась до того ложно, или не полностью. «Кто ни разу не коснулся земли, тому никогда не подняться до неба» — «Дзяды» А. Мицкевича.

Спрятаться под землю — то есть хорошо спрятаться, надежно. Хотеть провалиться сквозь землю — скажем, от стыда, — значит, стать незаметным, стушеваться. «Под землей» — конспирация, подполье, тайная деятельность.

Польская пословица: «Много ли стоит, что его Святая земля носила?» И еще одна: «Черен, как Святая земля».

Земля обетованная: земля, полная молока и меда. Святая Земля — Ханаан, Палестина.

«Весной грех землю бить — она беременна.» «Грех землю бить — она ваша мать.»

Возможным свидетельством конвергенции (взаимопроникновения) символов в словарном и речевом выражениях, может служить и то, что латинское слово «orbis» —"земной шар" (послание античных цезарей), а позже — папские энциклики начинались фразой-обращением: «Urbi et Orbi», то есть «Городу /Риму/ и Миру» стало своеобразной звуковой калькой (а возможно и смысловой?) «арбуза» (тюрк.) и «гарбуза», (украинск. Прим. пер.).

Черновые материалы

В мифах о происхождении и генеалогии человека, говорится, что его тело и кости были сотворены из земли и глины, из пыли, из камня.

Горсть земли — последнее прощание с умершим, последний ему подарок. Это очень давний обычай: бросать горсть земли на гроб, только что опущенный в могилу.

Сотворение Мира — во многих мифологиях: оплодотворенная Небом Земля рождает Жизнь.

мать и родительница металлов и прочих ископаемых, противница Воды. Земля — сокровищница жизни и добродетели. Коснувшегося земли, она наполняет новыми силами и здоровьем (Антей). В фольклоре многих народов рассказывается, что если новорожденного ребенка положить на голую землю, то он обретет способность быть удачливым и приспособленным к жизни, получит в будущем легкую смерть…

Земля — свидетель и гарант клятвы в ритуальном братстве, побратимстве. «Пусть слушает земля слова из уст моих!» — песнь Моисея. «Да провалиться мне сквозь землю, если я вру!», «Пусть земля подо мной провалится!»

Для иудеев отчизна была царством Мессии, «новой землей» (Откровение 21: 1). «Страна живущих, живых» — лат. «terra viventium» — в отличие от земли языческой, земли изгнания или от «земли забытья», то есть царства умерших (лат. «terra oblivinis»). Эмигрантам, изгнанникам, беженцам, получившим возможность возвратиться в места, где они родились, приносит духовное возрождение. Недаром тоска по Родине получила название «ностальгии» (греч. «nostos» то есть «возвращение»).

поклонялись за то, что она приносила плоды и принимала обратно в свое лоно; эта Великая Мать из мифов, стоящая у истоков всей жизни, стала символом материнства, образуя вместе с небом первую супружескую чету.

Контакт с земными силами наделяет способностью воссоздания, нового рождения (отсюда — обычай при погребении придавать телу покойника форму зародыша, чтобы Мать-Земля вторично возвратила его в мир; человеческие жертвоприношения майя в периоды засухи; символическое, частичное или полное, погребение, имеющее тот же религиозный смысл, что и погружение в воду при крещении)… Желание вернуться на родину, которое испытывает рано или поздно каждый из нас, означает подсознательную потребность в духовном возрождении, возвращении к истокам.

Сельскохозяйственные работы подобны половому акту, женщина — борозде, проведенной лемехом плуга (фаллический символ), нераспаханная земля сравнивается в Видевдат с бесплодной женщиной. Хтонический антипод Неба, символ могилы, смерти… дом всегда родной для человека. Родительница, имеющая право на суд и наказание… Источник магической энергии — катание по земле… Целование цемли для закрепления клятвы. Есть землю — покорность и терпение, иногда искренность. Горсть земли как памятка о паломничестве, родной земле… горсть с родной усадьбы возили с собой, первой бросали на гроб. Женское пассивное начало нуждающееся для плодоношения в оплодотворении (царем, жрецом и т. д.) Во многих древних картинах мира земля воплощается в образе богини-матери (греч. Гея, лат. Теллус, герм. Нертус, полинезийск. Папа), реже — в образе земли-мужчины (египетск. Геб).

Во многих случаях отмечается, что по всем четырем углам земли стоят опоры или деревья, охраняемые сверхъестественными стражами, как, например, у майя на Юкатане — четыре сейбы, или капоковых (хлопковых), дерева, а в священной средине — ось мира (axis mundi) или мировое древо; четыре мировых предела (страны света) (соответственно пять, если средина выступает как самостоятельное священное место) соотносится с определенными красками (см. Цвета).

Структура храма свидетельствует об усилиях воспроизвести идеализированное устройство земли в соответствии с определенными архитектурными представлениями.

Глинистая земля известна по многим мифам творения как материал для сотворения людей божествами, например в Древнем Египте — материал для бога с головой барана, Хнума; в вавилонском эпосе о Гильгамеше богиня Аруру создает первого человека по лучшим образцам гончарного искусства раннего периода.

Соединение материнского начала земли с живительной водой — грязь, согласно Писанию, является первичной материей, которую использовал Бог для создания людей и животных.


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Стихии»