Эта книга — не просто очередной словарь славянской мифологии. В таких словарях (даже составленных на высоком научном уровне серьезными учеными) сведения о богах, духах, праздниках, обрядах оказываются разбросанными по лаконичным статьям, расположенным в алфавитном порядке.
Это, конечно, удобно для справок. Но в результате вместо цельного образа славянского Олимпа получается что то вроде бухгалтерской ведомости или справки из отдела кадров на бригаду, набранную с бору по сосенке.
А ведь славяне, жившие общинным строем, и пантеон свой представляли общиной-племенем, родом
или патриархальной семьей. В этой семье-племени есть свой старейшина (Род), его супруга (Лада), свой князь-воевода (Перун), волхв-шаман (Велес) и т. д. Это — не двор небесного самодержца с придворными «чинами ангельскими» и святыми угодниками. И сами люди богам не бесправные рабы, а родичи и потомки.
А вековая Правда была одинаково писана людям и богам.
У каждого племени был свой, особо чтимый, бог-покровитель. Но сам пантеон (кроме некоторых
локальных божеств) был единым для всего славянского мира. (Так же, как, например, олимпийский — для мира эллинов, разделенного на множество полисов.) При этом одно и тоже божество у разных племен, в разных обрядах могло носить разные имена. А в христианские времена гонимые боги стали скрываться под именами-масками святых, а также эпических и сказочных героев. Бог солнца, например, у восточных славян звался Даждьбогом, Сварожичем и Хорсом, у полабских — Радигостом Сварожичем, у южных — Божичем; в купальских песнях он — Иван (Ян), в сказках — Иван Царевич, Иван Сучич, Зоревик, в былинах — Иван Годинович и т. д. Племенным богом он был у бодричей и лютичей в нынешних Мекленбурге и Померании.
Цель этой книги — показать семью славянских богов такой, какой ее представляли сами славяне язычники.
Задача, надо сказать, не из простых.
*********************************************************
[align=center]Лада — мать богов и мира[/align][/i](Кострома, Весна, Мокошь, Мать Сыра Земля, Богоматерь, Пятница, Жива, Дева, Красопани, Купала, Ванда, Талака, Цеия, Золотая Баба, Берегиня, Рожаница, Среча, Дивия, Солнце, Великая Богиня.)
Одетый в звериные шкуры скульптор верхнего палеолита высек на стене пещеры Лоссель во Франции фигуру обнаженной женщины с рогом в руке.
Десятки тысяч лет спустя славянский мастер вырезал на главной, передней грани Збручского идола женщину в длинном платье, прижимающую к груди рог, а у ее ног — мать с ребенком. Эллины изображали с рогом изобилия Гею и Тюхе-Судьбу.
Первым верховным божеством человека разумного была она — Великая Богиня, Мать Мира. Люди
еще не знали Верховного Бога, владыки неба (по крайней мере, нет следов его культа в палеолите), а ее уже воплощали во множестве костяных и глиняных фигурок. Эти «палеолитические Венеры» с большими грудями и животами далеки от современного идеала красоты. Что ж, тогда в женщине ценили не изящество, а способность к деторождению.
В послеледниковую эпоху у Великой Матери появилась спутница — богиня-дочь. Мезолитические
охотники на оленя представляли их в виде двух небесных олених. Для матриархальных земледельцев нео- и энеолита они стали воплощением плодородной земли и урожая, будущими Деметрой и Персефоной. Мать Мира была не только Матерью Сырой Землей, но и Царицей Небесной: на сосудах трипольской культуры, изображающих Вселенную, весь верхний, небесный, ярус занимает ее огромный лик.
С бронзового века хозяином и на земле, и на небе стал мужчина — пастух, пахарь и воин. Но и
теперь люди продолжали чтить всеобщую Мать, рожавшую все живое — зверей, скот, урожай, самих богов и людей, дававшую власть царям. Многоликая и многоименная, она была эллинской Реей, малоазийской Кибелой, индийской Адити-Бесконечной, египетской Изидой, месопотамской Иштар... Даже мировые религии не могли обойтись без нее — Богоматери, Мадонны, мусульманской Фатимы, буддийской Гуаньинь.
Многоликой и многоименной была она и у славян. Бога или богиню Ладу славили поляки в песнях
на Троицу еще в XV в. Польские историки Меховский, Кромер, Стрый-ковский называют ее матерью богов близнецов Леля и Полеля и отождествляют с Ледой, матерью Диоскуров — Кастора и Поллукса.
«Синопсис» и Бустынская летопись добавляют к этому, что Лада была богиней брака и поминалась в свадебных песнях.
«Матер верборум» видит в Ладе Венеру.
Само слово «лада» означало у русских мужа, жену, любимого человека, у сербов — жену, у болгар
— младшую дочь. Этим словом звала Игоря Ярославна. «Ладовать» на Волыни означает «играть свадьбу», у туляков и рязанцев — «сватать»; в русских говорах «лады» — «помолвка», западноукраинское «ладкання» — «свадебная песня». У болгар «ладуванье» — святочное гадание о женихе. Все эти слова родственны славянскому «лад» — «порядок», «согласие». То есть порядок, основанный не на страхе и насилии (даже оправданном), а на любви и согласии.
Время Лады — весна и начало лета. «Ладовые» песни исполнялись, помимо свадеб и святочных
гаданий, с 9 марта (Сорок мучеников) до 29 июня (Петра и Павла)4, а по церковной, передвижной
хронологии,— с Масленой недели до Троицы и Духова дня (50-й и 51-й день после Пасхи). Следует
заметить, что насильственное крещение славян внесло величайшую путаницу в их праздники. Во время постов всякое веселье преследовалось, сами же посты привязаны к подвижным праздникам — Пасхе и Троице. Потому языческий обряд встречи весны оказался вытесненным на Масленую неделю (перед Великим постом), а проводы весны — на неделю после Троицы, предшествующую Петровскому посту. (Великий пост начинается за 40 дней до Пасхи, Петровский же продолжается до 29 июня.)