Наш канал на Дзене тут!

Наш канал в Телеграмме https://t.me/+FCngiVF-sBtlYzg6

Продолжается набор на 18 поток славянской школы магии Бастилия!
Все подробности - Смотреть здесь!

Набор на тринадцатый практикум тут!

Акция! План на деньги на шикарных условиях! Идем сюда!
Forum Forum Forum Forum
Онлайн гадания Бастилии
Гадание на салфетках Рунический код Мандалы Разговор с мирозданием

Гуревич А.Я.- История и сага

Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15477
Gender:

Гуревич А.Я.- История и сага

#1

Непрочитанное сообщение Солнце »

*Хеймскритла* и Снорри


«Круг земной, который населен людьми, сильно изре­зан; большие моря врезаются в землю из океана». Таки­ми словами начинается знаменитая «Хеймскрингла» (или «Саги о норвежских конунгах»). «Heimskringla» —Kringla heimsins — название происходит от первых двух процитированных слов. Произведение это представляет собой крупнейший памятник скандинавской литературы XIII в. и одно из самых замечательных творений истори­ческой мысли средневековой Европы. И по художествен­ным достоинствам, и по спокойной объективности изо­бражения событий, и по степени свободы от церковной идеологии «Хеймскрингла» стоит особняком среди по­добного рода трудов той эпохи. Классической ясностью и живостью изложения материала она скорее напоми­нает творения греко-римской историографии.

На первый взгляд может показаться удивительным, что «Хеймскрингла» возникла не в центре цивилизован­ной Европы, а на далекой ее периферии. Но это-то как раз и объясняет появление такого необычного памятни­ка. В Западной Европе XIII век — время «высокой» схоластики и университетской науки, время Фомы Ак­винского и Альберта Великого, Роджера Бэкона и Сигера Брабантского, время интенсивного освоения антич­ного философского наследия и подготовки Ренессанса в Италии, появления «Романа о Розе» и расцвета куртуаз­ной поэзии. К моменту написания «Хеймскринглы» наи­высший подъем средневековой западноевропейской исто­рической мысли остался уже позади: крупнейшие памят­ники христианского исторического символизма были соз­даны в XII в., Оттон Фрейзингенский умер в 1158 г., Иоахим Калабрийский — в 1202. На Юге христианство уже раздиралось борьбой городской ереси против пап­ской ортодоксии, а на Севере q h o еще не вытеснило языческий миф.
Если «Хеймскрингла» во многих отношениях выпада­ет из ряда типичных для того времени исторических со­чинений, то всеми своими корнями она уходит в толщу ис­ландской культуры XII и XIII столетий. В этот период исландцы создали или записали немало уникальных ли­тературных произведений. Песни о богах и героях, объединяемые в цикл «Старшей Эдды», поэзия скальдов, трактаты о мифологии и поэтическом искусстве («Млад­шая Эдда») донесли до нас богатейшую скандинавскую мифологию; в сагах об исландцах (родовых сагах) запе­чатлены повседневная жизнь и мировидение людей эпохи кризиса и распада родового общества; в королевских са­гах излагается история скандинавских народов с древ­нейших времен до XIII в. Все эти памятники возникли в исключительной и неповторимой обстановке. Когда на территории Европы торжествовал феодализм, развива­лись города и бюргерство, когда в духовной жизни гос­подствовала церковь, маленький народ, населявший заброшенный на краю мира остров, сохранял духовное наследие германско-скандинавской древности, сберегал традиционные идеалы и ценности архаического общест­ва. Хотя и в Исландии в то время в официальной жизни утвердился католицизм, он оставался относительно тон­
ким поверхностным пластом общественного сознания; глубже располагался мощный слой совсем иных пред­ставлений о мире и о человеке, слабо затронутых новы­ми влияниями и идеологическими концепциями.

Исландская литература этой эпохи стоит на грани народного творчества и индивидуального авторства, и в таком ее своеобразии коренится источник удивительных колебаний в ее оценке наукой нового времени: одни ис­следователи видят записи преданий германской старины в тех же самых произведениях, в которых другие находят плод ученых разысканий средневековых «антикваров»; то, что часть литературоведов принимает за порождение чуть ли не варварского сознания, иные считают призна­ками своего рода модернизма и изысканной манерности.

Королевские саги (или саги о конунгах) — разновид­ность саг, но в отличие от родовых саг они повествуют не о заурядной жизни исландских бондов — сельских хо­зяев, с их семейными заботами и родовыми конфликта­ми, а о событиях «большой истории», о жизни и деяниях норвежских конунгов, а заодно и об истории других го­сударств и народов, с которыми скандинавы приходили в соприкосновение. Представляют ли королевские саги продукт ученой историографии средних веков, выража­ющей определенную политическую тенденцию, или же они остаются в рамках жанра исландской саги и подчи­няются основным ее закономерностям, которые, в част­ности, исключают прямое высказывание автором или рассказчиком своего личного отношения к происходя­щему и предполагают беспристрастное изложение фак­тов? Этот вопрос давно вызывает споры в науке, и по не­му были высказаны прямо противоположные точки зре­ния. Нам предстоит в этом разобраться.

Рядом исследований установлено, какие источники использованы при написании «Хеймскринглы». Что же касается ее автора, то предполагается, что им был Снор­ри Стурлусон, знатный и богатый исландец, крупный по­литический деятель, автор трактата о скальдической поэзии — «Эдды» (обычно этот трактат именуют «Млад­шей Эддой» в отличие от «Старшей Эдды»), нескольких стихотворений и, возможно, «Саги об Эгиле», повест­вующей о крупнейшем исландском скальде X в. Уверен­ности в том, что Снорри написал «Хеймскринглу», нет, но нет и причин приписывать ее авторство кому-то другому. Впервые Снорри назван автором «Хеймскринглы» в ее переводах на датский язык в XVI в.
......


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Аватара пользователя
Солнце
Сообщения: 2824
Зарегистрирован: Сб окт 10, 2015 19:30
Репутация: 15477
Gender:

Гуревич А.Я.- История и сага

#2

Непрочитанное сообщение Солнце »

Полностью книгу можно прочитать здесь


Если глядеть издалека, что угодно кажется красивым.
*Харуки Мураками
Ответить Пред. темаСлед. тема

Чтобы участвовать в общении на форуме «Бастилия» - зарегистрируйтесь или войдите в свой профиль

Регистрация займет пару минут, она бесплатна

Вы сможете задавать вопросы, отвечать и создавать свои темы

Мы всегда вам рады!

Регистрация

Войдите в профиль!

Вернуться в «Северный пантеон, руны и графическая магия»