Мастер-класс Валентина Рязанцева
Богата кубанская земля. На ней переплелись обычаи, традиции, обряды издавна живших или поселившихся на этой благодатной земле народов. У каждого из них была своя религия, боги и праздники, а значит и свои обрядовые куклы.Когда женщина узнавала, что она беременна и у нее будет ребенок, она начинала мастерить куклу пеленашку. Ткани для такой куклы брались родные – от кофты мамы или бабушки, рубахи отца или деда – все это хранило родовую, а значит генетическую память.
Рождение мальчика в казачьей семье отмечалось широко и шумно, а вот рождение девочки было радостью тихой и домашней. Много обрядов сопровождали жизнь девочки – казачки. На девятый день после рождения ребенка, перед тем, как уйти из дома роженицы, повивальная бабка исполняла обряд первого ритуального купания. Воду, в которой купали девочку, обязательно выливали под вишню, чтобы малышка стала такой же стройной и красивой, обязательно вышла замуж. И обряд «смывание с дочки забот» когда отец ел «отцовскую» кашу, и празднование первого шага, когда дарили первую косыночку в церковь ходить, ленточки на первый бантик, гребенку на «косу».
Всю жизнь девочку сопровождали как игровые так и обрядовые куклы: белегиня, крупеничка, лихоманки, желанница, подорожница, кубышка – травница и многие другие. Подрастая и участвуя во всех семейных праздниках и обрядах, девочка познавала тайный смысл обереговых кукол.
Когда же девочка вырастала и созревала физиологически, дедуля-казак по отцовской или материнской линии, одевал на левую руку серебряное колечко, как знак того, что внучка стала даренкой, выданкой. После сватовства семья начинала готовиться к свадьбе, и здесь тоже не обходилось без обрядов и обрядовых кукол.
Кукла Вишенка – кубанская свадебная кукла оберег. Стояла на свадебном столе возле невесты. Делали ее близкие родственники. Головной убор по форме напоминает вишню – созревшая ягода, стройная, молодая.
Кукла крутится из различных оттенков красной ткани. Крест на лице обозначает оберег желания девушки стать невестой. Белый цвет считался символом печали, поэтому светлые тона преобладали в наряде невесты – сироты. А девушки при живых родителях венчались в одежде ярких тонов: красной, малиновой, зеленой.
Вишня у восточных славян всегда символизировала красоту девушки или женщины, женскую судьбу, целомудрие, любовь.