ПРЕДИСЛОВИЕ
«О жертвоприношениях в дохристианской Руси известно очень мало» (Липец, С. 220).Именно эти слова я хотел бы сделать эпиграфом к своей работе. Чтобы всякий, с уверенностью в голосе заявляющий о существовании у славян кровавых жертвоприношений, непременно об эту фразу спотыкался и несколько бы свою уверенность терял. Мало известно, очень мало. Абсолютно недостаточно для глобальных выводов, которыми буквально захламлены научные работы, касающиеся данной темы.
То, что славяне, равно как и все народы мира вообще, приносили кровавые жертвы, в том числе и человеческие, стало уже общим местом в системе исторических дисциплин, неким неоспоримым фактом, мало–мальски известным едва ли не любому человеку со школьной скамьи, аргументом, которым недобросовестные церковники и ученые оперируют в споре о правильности религиозного выбора правителей Древней Руси. Другое дело, что мало кто, кроме специалистов , может назвать
конкретные примеры этих жертвоприношений, веско и обоснованно доказать свое мнение по данной теме. Свое право на подобное мнение. Поэтому вполне уместен вопрос — а насколько оно, это мнение, и впрямь обосновано, таковы ли факты на самом деле, как их трактуют? Изучение всего комплекса сведений по данной проблеме, о чем можно сказать уже здесь, в предисловии, показало, что достоверных примеров практики кровавых жертвоприношений у славян НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Все, что под видом таковых преподносится со страниц популярных статей и вполне серьезных научных изданий, что постоянно муссируется в спорах о духовных путях Руси–России, имеет совсем другие
объяснения, нежели столь неразумно предлагаемые исследователями, другие причины, нежели религиозное благочестие наших предков.