3 Императрица
«Мария-Антуанетта и её дети» Виже-Лебрен Мари-Луиза-Элизабет
Если страной правит король, корона давит на голову,
а если королева - корона давит на сердце.
(Мария - Антуанетта)
Описание. Портрет работы Элизабет Виже-Лебрен «Мария Антуанетта со своими детьми в Версале» - последний из тридцати портретов Марии Антуанетты кисти Виже-Лебрен. Девочка слева от королевы — ее старшая дочь Мария-Тереза-Шарлотта. Мальчик в отдалении — дофин Людовик, на руках у нее Луи-Шарль, он стал наследником престола и после казни отца получил известность как Людовик XVII. В люльке еще один малыш, которого мы не видим. Образ Марии Антуанетты на этом портрете наиболее четко показывает образ карты Императрица. Горделиво сидит французская королева, облаченная в модное бархатное платье и шляпку с перьями в окружении своих детей. Мы видим удачливую, состоятельную и благополучную женщину, привыкшую жить в роскоши и внимании.
"Нежная, стройная, изящная, игривая и кокетливая, с первого часа вошедшая на престол 19-летняя королева становится богиней рококо, совершенным образцом моды и господствующего вкуса. Если женщина желает, чтобы ее считали красивой и привлекательной, она стремится быть похожей на Марию Антуанетту" Так пишет Стефан Цвейг о французской королеве Марии Антуанетте.
Семейная идиллия и благополучие идет с портрета этой успешной и красивой женщины в окружении своих чад.
Когда впервые Мария-Антуанетта, одиннадцатая дочь австрийского императора Франца I, приехала во Францию, весь двор и сам Людовик XV были очарованы этой изящной пятнадцатилетней девочкой с осанкой прирожденной королевы. Двое детей – она и наследник французского престола – преклонили колени перед священником, соединенные браком. Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность. Развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными — если бы этой девочке не была уготована великая судьба.
«Судьба брака перерастает в судьбу мира, – пишет С. Цвейг. – Через несколько лет Людовик XVI станет настоящим супругом и отцом, и все же он, которому следовало бы быть господином Франции, так и останется безвольным рабом Марии-Антуанетты…
Мария-Антуанетта сделалась законодательницей мод при дворе. Все женщины Франции придирчиво следили за ее туалетами, которые она меняла почти как перчатки: надоедали тяжелые ткани – вводила моду на полотна, муслины, газы и батисты.
В двадцать три года Мария-Антуанетта впервые стала матерью, и за шесть последующих лет она родила еще четверых детей. Но, к сожалению, из них выжили только двое: Мария-Терезия и дофин Людовик. К сожалению, на этом история образа Марии Антуанетты и его благополучное соответствие заканчивается. Картина отражает образ истинной Императрицы, а вот жизнь Марии Антуанетты не очень соответствовала этой карте. Скорее ее перевернутому положению. В ее жизни были крупные взлеты и такие же крупные падения. Жизненный путь от роскоши Версаля до нищей камеры башни Консьержери на парижском острове Сите ... Но все она это перенесла с полным достоинством.
Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток. В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Так же Мария-Антуанетта слишком увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка.
Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.
Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. Например, история с ожерельем королевы, стоившим баснословную сумму, чрезвычайно повредила её репутации и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру, сплетням. С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль жизни её угрожала серьёзная опасность.
«Все более дикими становятся крики, все бешенее топот ног, все настойчивее требование: "Королеву, королеву на балкон!"….
….. "Мадам, это необходимо, чтобы успокоить народ". "Иду", - отвечает Мария Антуанетта и берет обоих детей за руки. С высоко поднятой головой выходит, она на балкон. Не как просительница, молящая о пощаде, а как солдат, идущий в наступление, полный решимости умереть, глядя смерти прямо в глаза.Она показывается на балконе, но не склоняется перед толпой. И как раз именно такая манера держаться производит поразительное действие. Две воли противостоят друг другу: королевы и народа, и так сильна напряженность этих противоборствующих сил, что минуту на огромной площади царит мертвая тишина. Никто не знает, чем кончится эта натянутая до предела тишина, порожденная
удивлением, потрясшим толпу, и ужасом, охватившим женщину, - ревом ярости, шальным выстрелом или градом камней. И тут возле Марии Антуанетты появляется Лафайет. В решительный момент всегда смелый и отважный, он рыцарски склоняется перед королевой и целует ее руку.
Этот жест одним ударом разрывает напряженность. Свершается поразительное. "Да здравствует королева! Да здравствует королева!" - несутся над площадью тысячеголосые крики. Тот самый народ, который только что пришел
в восторг от слабости короля, невольно приветствует гордость, несгибаемое упорство этой женщины, показавшей, что она ни единой фальшивой улыбкой, ни одним малодушным, вымученным приветствием не добивается его благосклонности.»
Так описывает Стефан Цвейг образ Марии Антуанетты в своей книге посвященной ее жизни. Даже в минуты опасности она не теряла достоинства Императрицы.
А на следующий день королевская семья была привезена под арестом во дворец Тюильри. Почти два года провели здесь в заточении Людовик и Мария Антуанетта вместе с детьми. Вначале с ними обращались лояльно: дети жили с родителями и, наконец, королева получила возможность проводить с ними большую часть времени. 20 июня 1791 года королевская чета предприняла отчаянную попытку спастись бегством, но она закончилась неудачей, что и подтолкнуло революционеров заняться участью арестованных безотлагательно.
Они были переведены в мрачное здание в центре Парижа. Людовик ХVI все никак не мог поверить, что подданные могут лишить его трона, и упорно отказывался выполнить требования революционеров. В январе 1793 года начался судебный процесс, который привел короля в недоумение: по приговору его лишали не трона - жизни. Перед смертью Людовик провел последние два часа с семьей.
В день казни Мария-Антуанетта поднялась очень рано, часов не было, так что она не могла следить за временем. С помощью служанки королева надела белое платье. Охрана следила за каждым ее шагом, и, наконец, осужденная воскликнула: "Во имя Господа и приличия, прошу вас, оставьте меня хотя бы на минуту!" Вошедший в камеру палач отстриг роскошные волосы Марии-Антуанетты: это был его трофей. Ее посадили в грязную телегу и повезли по улицам Парижа. Толпа грозно и оскорбительно улюлюкала ей вслед.
Гильотина находилась неподалеку от дворца Тюильри, на площади Революции. Когда Марию-Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу.
"Простите меня, мсье, я не нарочно".
Это были последние слова французской королевы.
"Лишь через двадцать с лишним лет король Людовик XVIII — тот самый граф Прованский, что когда-то распространял о королеве лживые пасквили, — повелел отыскать ее прах и захоронить в базилике Сен-Дени, родовой усыпальнице французских королей".
Значение. Императрица — это карта хорошей судьбы, творчества, плодовитости, сексуальности. Обещает успех во всех областях, в доме, в семье. Символизирует рост, созидание, любовь, удачу. Для женщины может означать беременность или богатство, брак и материальное благополучие. Это время творчества, прогресса в делах и любви. Для мужчин может означать вступление в брак, может указывать на женщину, которая оберегает и помогает. Иногда указывает на фигуру матери, дочери, возлюбленной или какой-нибудь другой женщины, имеющей важную роль в жизни гадающего.
Вообще эта карта говорит о большом творческом потенциале и хорошем периоде в жизни человека.
Карта Императрица в прямой позиции символизирует – Мать, изобилие, прогресс в делах, период удачи, счастья, рост, плодовитость, беременность, удачные роды, творчество, изобилие, любовь и привязанность. Но не стоит забывать, что это женская карта. Для мужчин она все-таки больше означает особу женского пола, важную для него в жизни или не ком деле.
При вопросе об отношениях эта карта говорит о любви, о возможности вступления в брак. Чувства будут разделены и возможно объяснение в любви. Иногда в раскладе может означать более старшую по возрасту женщину: мать, свекровь, тетю или просто женщину, которая интересуется гадающей.
При вопросе о делах эта карта означает прекрасный период удачи и благополучия. Хорошее партнерство может принести хорошую прибыль, идеи могут воплотиться в жизнь. Работа будет найдена, карьера стабильна или даже может быть повышение по службе.
Эта карта описывает, как правило лицо женского пола. Это мать, жена, любовница, любая благожелательная женщина из окружения.
Перевернутое значение. В перевернутом положении карта Императрица говорит о проблемах, отсутствии роста, как в делах, так и на личном фронте. Может указывать, что негативные эмоции мешают росту в делах. Такие качества как собственничество, жадность, эгоизм, ревность, слепая страсть - явно мешают в жизни. Это карта хаоса, застоя, отсутствия творческой энергии. Указывает также на сомнения, нерешительность, отсутствие силы решать насущные проблемы. Иногда может указывать на обиженную женщину, которая может принести в жизнь хаос и проблемы. Материальные проблемы и разлад в семье тоже одно из значение этой карты.
Карта Императрица в перевернутой позиции может также указывать на трудности в отношениях и в семье, бесплодие, скупость, материальные затруднения которые пытаются решить не подобающим образом. На плохое течение беременности или выкидыш, прерывание беременности для беременных женщин.
При вопросе об отношениях эта карта ничего хорошего не предвещает. Это может быть разрыв отношений, развод, серьезная ссора, разлад. Может указывать, что в отношениях нет чувств, они построены только на сексе, во всяком случае, с одной стороны. Может указывать, что гадающий через чур, разборчив и может остаться один. Показывает на период застоя, депрессии. Возможно, отношения не удовлетворяют, так как нет ответных чувств.
При вопросе о делах Императрица в перевернутой позиции говорит о внутренних проблемах. Эти проблемы появились от недостатка проницательности или предвидения. Самонадеянность и зазнайство не принесет ничего хорошего. Проблемы могут возникать из-за финансовых трудностей, из-за неумения распределить свою энергию или из-за нежелания чем-то пожертвовать.
Может в раскладе указывать на женщину, неуравновешенную и истеричную или просто на эмоционально-неустойчивую.