Через ночь - пургу навьим пламенем вьюжит снег да скрипит мороз,
Не проехать конями иль санями, сразу сгинешь, коль высунешь нос.
Берегись ты дорог нехоженых и на след не вздумай ступать,
Навьи снегом дороги проложены, да не-людям по ним шагать.
А наступишь случайно – потащит ведь, так, что сгинут в ночи дома,
Вьюжит темная, вьюжит снежная, бесконечная ночь-зима.
Где очутишься ты – неведомо, быль и небыль теперь одно,
В дом ли с Машею и медведями, или в сказке с веретеном?
Как год прожил ты? Есть чем хвастаться? - по обычаю спросит Мороз. -
Заслужил честь по чести подарки ты? Или с лапками маялся год?
Ты стремился? Ты брался за сложное? Ты мечтал? Ты посмел? Ты успел?
Или был как все, осторожничал, всех свершений «поспал да поел»?
(c) Птичка&Bast
Навье время по земле гуляет, сон крепкий на землю матушку да на явь навевает, время темное, время карачуново к воротам яви подступает. Темна ночь, да самый первый час от рассвета – темнее прочих. Не просто навье время после дня Велесова настанет – Карачуново время. Сойдет лик добрый Велесов, станет на место его лик темный, лик кощный, лик смерти-мороза, да кто от него не спрятался – сам виноват. Встречают в эти дни Велеса зимнего, коего почитать будут весь декабрь – его это время, его сила, и до Карачуна, и после.
Не совсем этот тот Велес, к которому привыкли мы: приходит Велес Зимний как Дед Мороз, как сказочный персонаж, который детям дарит подарки, а плохих детей наказывает – и заморозить может и просто пожурить, поэтому встреча Велеса Зимнего – изначально считалась детским праздником. Щипает мороз за нос ребячий, щеки у ребятни горят, санки да снежки, катки да ребячьи баталии, - вот что дни встречи Велеса ребятне готовят, а еще и подарки ожидаются, ведь каждый ребенок уже загадал желание и ждет, что же достанет Дед Мороз из своего мешка волшебного?
Ну а люди ведающие по-своему Велеса Зимнего чтят, хоть и не дети мы давно уже, но пятого декабря мы будем внимательно за знаками следить: в этот день они будут очень простые, и будет понятно, хорошо ли, ладно ли мы в этот год поработали, получили ли мы те результаты, которые хотели, или вдруг плохой знак увидится – значит смотрим и проверяем, откуда ветер дует, что и где мы сделали не так.
Так же четвертого декабря ставятся обереги зимние на дом, на животных, на детей на силе Велеса. Обязательно человек ведающий в этот день если уж не елку, так лапы еловые в дом внесет, чтобы показать духам навьим, гуляющим, что покровительство Велеса дом этот имеет, чтобы духи навьи стороной проходили, не шалили, вреда не причиняли.
Ель, елка, сосна – это защитные деревья, но, как правило, защищают они именно от навьих духов. Не будет допуска в дом тем навьим, кого специально не позвал, сквозь защиту не пропустил.
Придет ночью с четвертого на пятое декабря Велес-Мороз, даст силу оберегам, но это его последняя ночь. А с рассветом обернется Велес Кощеем, да к вечеру, на закате пробудится, от сна очнется да пойдет тропами-дорогами по долам к домам, где искры живые правьим огнем играют, глаза слепят. Отворит дверь в жилье Велес не мягко и ласково, а наотмашь, выстуживая дом, и сколь не пали потом очаг – не согреешься…
Только мимо той двери пойдет, не распахнет, не заморозит, на которой ветки хвойные, силой путника-Велеса наполненные есть, да то окно, на котором рябина заговоренная лежит - только снаружи морозными узорами разукрасит, да в тот дымоход не проберется, на котором шишки да венки повешены. Нет Карачуну приглашения в дом, поэтому все входы запереть надежно следует, оберегами закрыть. Не договориться с Карачуном, не умилостивить, можно, конечно, ленивому да нерасторопному человеку спрятаться под одеялом теплым, но не один Карачун ходит, а рука об руку с Марой. И вот Мара точно на дом, который без охраны стоит, поставит метку, чтобы прислать туда 33 несчастья.
Итак, днем четвертого декабря мы собираем и несем домой то, что послужит нам оберегом: ветки хвойные, или елки, шишки, веточки рябины - все то, из чего обереги будут делаться. Вечером эти обереги сплетаются, заговариваются, чтобы ночью Велес-Мороз наполнил их силой. Утром пятого декабря - развешиваем и раскладываем наши обереги по своим местам. А днем пятого декабря идут и дети и взрослые днем веселиться, да не в дома и не по гостям, а на открытые пространства – катки, парки, горки, чтобы силу мороза почувствовать, на санках с горки слетев, задохнуться воздухом холодным, да засмеяться счастливо, в детство свое вернувшись.
А если встретит девица какая мужчину седобородого, который спросит с усмешкой: «Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» - в глаза его хитрые да мудрые пусть она посмотрит и скажет весело: «Тепло Морозушка, тепло батюшка»!
Ну а с наступлением сумерек все домой спешат стол праздничный накрывать, подарки разбирать. Вечер и ночь 5 декабря – это время, которое следует провести в кругу своей семьи: это праздничный вечер, когда и смеяться нужно, и песни петь, и в игры играть, подарками обмениваться, теплом души своей с домашними делиться, да взамен от домашних его получать.
Сверкают еловые обереги украшенные, мандарины в золотистый и золотой цвет раскрашены, тепло в доме, пахнет вкусно, да смех звенит, не прекращается, да каждый домочадец подарок получил, не простой, а со смыслом, - не подойдет Карачун к дому такому, вместе с Марой мимо пройдет. И не страшно время навье тому, у кого обереги силой Велеса-путника напоенные, словами сильными заговоренные, входы в дом закрывают, пространство внутреннее оберегают.
(с) Рене, 2017