На семи ветрах, на серебряных столбах
Двор стоит, ограда белокаменная,
Средь двора два колодца:
Один кипит рыжим золотом, другой –
чистым серебром,
У колодцев тех Ярило-Весень во яри еси
Дела добрые творит, людям благо дарит!
Прошли Русалии, закончилась неделя чародейная, пробудилась земля. Отзвенел, отсмеялся Лельник, нарезвились девушки всласть, а матери их улыбаются да свадебки доченькам планируют. Как девушке без жениха никак не обойтись, так и в природе все равновесно, все ладно скроено. В первое воскресенье после Лелиного дня почитается Ярило Вешний – это мужской праздник, праздник зарождения и плодородия.
Согревается земля-матушка, «ярится», как раньше говорили, под теплыми лучами солнца весеннего оживает, наливается, да все живое, что на ней растет, к солнышку тянется, вверх устремляется, преград да препон не знает. Идет по земле Ярило Вешний, молодец удалой, с головой непокрытой, с кудрями вьющимися, в рубахе нарядной, идет, да остатки зимы прогоняет, снег залежалый в воду обращает, росу выпускает, а где пройдет – там трава-мурава вырастает, почки на деревьях набухают, да все живое радуется, силу ярую в себя впуская, по жилам своим прогоняя. Набрал Ярило-Солнце достаточно сил, и силой той с почитающими его поделится щедро. Сила Ярилина ярая, жаркая, хмельная, влекущая: вот ее нужно в праздник этот почувствовать, на ней работать, ее силу в ритуалы вплетать.
Праздник Ярилин всегда широко отмечался, а то, что с Пасхой стал впоследствии совпадать, так то лишь более позднее наложение христианского праздника воскрешения (возрождения) на ранее праздновавшийся Ярилин день (праздник оплодотворения, возрождения, торжества живого, Явьего, над умершим, Навьим).
По традиции, в этот день идут мужчины утром рано на возвышение, привествуют Ярилу, да просят, чтоб очистил он от скверны всякой, от бед и неурядиц, а если к тому времени уже роса есть – росой обтираются, для чистки и чтоб силой напитаться. Ну а главное в этот праздник – поработать как следует, с утра и до вечера, а уж вечером – праздновать. Это один из немногих славянских праздников, когда работа важна, не пустопорожнее времяпрепровождение, не хождение по гостям, не питье хмельного во славу Ярилину – тут для мужчины важно показать, что труд свой он на благо семьи направляет, задел на будущий урожай делает, что хозяин он рачительный, а не ленивый да пустобрехливый. Вот такому мужчине Ярило поможет: в рост все его начинания пустит, не обойдет стороной, не обидит. Ну а тот, кто в этот день труду безделье предпочтет – тому и урожай собрать скудный да малый. Конечно, не сеют, не пашут сейчас мужчины, но чтоб Яриле уважение оказать, чтоб задел на год вышел ладный, следует в Ярилин праздник работу от души сделать: дерево посадить, сад убрать, в общем – любую работу делать не возбраняется для семьи, для дома.
А уж вечером гулянье общее - тут и девицы придут, на парней поглядеть, да себя показать, и жены с мужьями, и те, кто возрастом немолод: всем сила Ярилина нужна, все Ярилу приветствуют. Костры зажигают, песни поют, хороводы водят, да не как на Лельник: в танце страсть играет, звенят голоса в напеве быстром, кружится, летит хоровод, кружатся головы, улыбки озорные, станы стройные мелькают, девушки да парни Ярилу славят, землю родящую приветствуют, весну наступившую, все то, что жизнь новую зачинает.
Пекут в Ярилин день куличи, как символ оплодотворения, фаллический символ. Белком обмазывают, разноцветным пшеном посыпают, тем самым неявное в явные формы облекают: чтоб то, что задумано, на что задел сделан, силой Ярилиной оплодотворилось, да исполнением желаний обратилось. Издавна кулич меж всеми членами семьи делился, чтоб сытость и благополучие в дом вошли, а верхушка кулича припрятывалась. Ее съедал хозяин дома тогда, когда начинался посевной сезон,чтобы урожай был, чтоб урожай был, чтоб поле уродило.
Так же, традиционно, в этот праздник красят яйца. Традиция крашеных и расписных яиц существовала далеко до того, когда христианство объявило Пасху своим праздником. Про символизм яйца, я думаю, многие наслышаны и не раз, поэтому стоит отдельно выделить вот какой момент: знаки на яйцах символизировали то, что человек хочет в себя принять: кто-то – ребенка родить, кто-то здоровье обрести, кто-то – замужество, - исходя из этого и расписывали яйца.
Яйцам пасхальным сила особенная приписывалась: так, на саму Пасху крашеные яйца катали по домашнему скоту, чтобы коровы и лошади были гладкими и здоровыми – то есть делали выкатку. Можно провести этот ритуал, затем яйца выкинуть.
Чтобы поглумиться над нечистой силой, деревенские жители выходили с пасхальным яйцом на перекресток и катали его по дороге. Считалось, что тогда черти непременно должны будут выскочить и поплясать. Смотрите сами, захотите увидеть пляшущих чертей – добро пожаловать на перекресток. Но не думаю, что черти будут особенно рады.
Один из самых интересных обычаев на Пасху - изгнание из избы клопов и тараканов. Когда хозяин приходил после обедни домой, он не должен был сразу входить в избу, а сперва стучался. Хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: «Кто там?» «Я, хозяин твой, — отвечал муж, — зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?» «Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами». «А клопы-то чем?» «А клопы клопами». Крестьяне были уверены, что, подслушав этот диалог, клопы либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя съедят.
Можно попробовать и проверить, каким будет результат. :)
В Ярилин день хорошо идут все работы на плодородие, плодовитость – в любых сферах. Хорошо пойдут ритуалы на гармонизацию отношений или привороты через секс. Мужчинам стоит уделить внимание работе на мужскую силу, на мужское начало, женщинам - работе с огнем, с растущими ритуалами.
(с) Рене, 2017.